Виды международных преступлений как нарушение норм и принципов международного права

Макарова Ирина Владимировна1, Лясина Ирина Юрьевна21ФГБОУ ВО Национальный исследовательский университет «МЭИ» (Московский энергетический институт), филиал в г. Волжском, студент группы ТЭ-3-132ФГБОУ ВО Национальный исследовательский университет «МЭИ» (Московский энергетический институт), филиал в г. Волжском, кандидат социологических наук, доцент кафедры Социально-гуманитарные науки

Makarova Irina Vladimirovna1, lyasina Irina Yurievna21Moscow Power Engineering Institute, Branch in Volzhsky, Student2Moscow Power Engineering Institute, Branch in Volzhsky, PhD in Social Science, associate Professor in the Department of Humanities and Social science

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова И.В., Лясина И.Ю. Современные проблемы реализации основных принципов международного права // Политика, государство и право. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/02/3725 (дата обращения: 24.01.2022).

Актуальной проблемой современных международных отношений является проблема соотношения основных принципов международного права с практикой реальных международных отношений первой четверти XXI века.

Закрепленные в Уставе ООН (1945 г.), а позднее в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии  с Уставом ООН (1970 г.

) одиннадцать основных принципов международного права, которые  являются основой всей системы международного права,  в последние десятилетия вошли в серьезное  противоречие с поведением на международной арене отдельных субъектов международных отношений.

Наиболее активными акторами современных международных отношений, в первую очередь, являются государства, их образования и постоянно растущее число международных организации.

  • При этом ни у кого не возникает сомнения в том, что сами принципы исторически обусловлены, доказали свой непреходящий и универсальный характер, а также нашли свое отражение в целом ряде важнейших правоустанавливающих документов ООН и правовых системах большинства государств.
  • Тем не менее, современная практика международных отношений заставляет задуматься над эффективностью и применимостью принципов международного права в новых, изменившихся и весьма динамично развивающихся условиях современного мира.
  • На наш взгляд, современная международная практика демонстрирует постоянное нарушение основных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН.

Так, примером нарушения принципа “неприменения силы и угрозы силой” являются: вторжение США в Камбоджу в 1970 году; ввод советских войск в Афганистан в 1979 году; США в Гренаду и Ливию в 1983 году; в Панаму в 1989 году; бомбардировки США Югославии в 1999 году, а также военная операция “Буря в пустыне”, проведенная НАТО в Ираке в 2003 году. Существуют и другие примеры.

Принцип “мирного разрешения споров” также нарушается многочисленными столкновениями, конфликтами, а также террористическими действиями различных организаций, а также гражданскими войнами (в 2014-2015 Йемен, Украина).

Наиболее известный и затяжной арабо-израильский конфликт, которому более 100 лет, каждый год уносит сотни жизней, до сих пор не может найти своего мирного разрешения, не смотря на многочисленные попытки переговоров.

Регулярно нарушается и принцип “территориальной целостности государств”. Причем, нарушение границ государств квалифицируется международным правом как преступление. В качестве примера, можно привести нападение Ирака на Кувейт в 1991 году, или захват ИГИЛ территорий Сирии и Ирака начиная с 2013 года.

С принципом “нерушимости границ” все несколько сложнее. С одной стороны государства – соседи вправе самостоятельно изменить свои границы на взаимных интересах. Так, Россия и Китай выровняли границу в 2008 году. При этом площадь переданных территорий Китаю составила 174 кв. км.

Однако нередко данный принцип нарушается несанкционированным  вторжением и часто захватом территории соседа. Подтверждением этого служит уже упомянутое вторжение ИГИЛ в Ирак и Сирию.

Принцип “суверенного равенства государств”, закрепленный в Уставе ООН, был нарушен самим Уставом, так как пять великих держав, – постоянных членов Совета безопасности (Великобритания, КНР, Россия, США, Франция) были наделены правами, которых не имели другие страны-члены ООН. В  период создания ООН это объяснялось вкладом великих держав в разгром фашизма, но впоследствии этот фактор потерял свою актуальность.

Кроме того, в последние десятилетия важное значение для решения общемировых, глобальных проблем имеют ежегодные встречи Большой восьмерки (G8) и Большой двадцатки (G20), в которых большинство стран мира не участвуют. При этом решения, принимаемые на таких встречах, носят огромное значение для всех стран мира.

Принцип “невмешательства во внутренние дела государства” нарушается наиболее часто. Чаще всего это вмешательство связано с гражданскими войнами внутри государств. Крайней формой такого вмешательства  является применение вооруженной силы.

Так, в 2015 году в Йемене, Судане, Филиппинах, Индии, Пакистане развивалось сразу несколько конфликтов, сопровождавшихся прямым или косвенным вмешательством внешних сил.

Так, например, США активно используют свои вооруженные силы в Ираке, Афганистане, Йемене и других странах.[2]

Принцип “уважения прав человека” также имеет большую практику нарушения. Лидерами здесь являются африканские и азиатские государства. Нарушается право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободы мысли и передвижения и т.

д. Примером нарушения принципа могут быть названы; детский труд в Уганде, Филиппинах, Таиланде, Гвинеи-Бисау и других слаборазвитых странах Азии и Африки; пытки в Гуантанамо (Куба) и Дарфуре, Демократической республике Конго.

[3]

Примером нарушения принципа “равноправия и самоопределения народов” являются непризнанные государства. Примером могут служить: Приднестровье в Молдове, Абхазия и Южная Осетия в Грузии, Донецкая народная республика и Луганская народная республика в Украине и др.

Кроме того, существует определенное противоречие между принципами самоопределения народов и принципом территориальной целостности государств. Единого мнения у исследователей по поводу преобладания одного принципа над другим нет.

[5] Так, например, в украино-российских противоречиях по Крыму каждая сторона аппелирует к разным принципам.

Украина ссылается на принцип “нерушимости границ”, доказывая, что Крым принадлежит данному государству, Россия же основывается на принципе “самоопределения народов”.

Принцип “сотрудничества государств” означает, что реализация всех остальных принципов международного права возможна только путем сотрудничества.

Возросшее число глобальных проблем, с которыми государства не могут справиться в одиночку, подталкивает их к сотрудничеству.

Однако наличие внутригосударственных особенностей и сдерживающих факторов национального, религиозного, экономического и культурного свойства, сдерживает равноправное сотрудничество.

  1. С другой стороны, участие государства в различных союзах и международных организациях нередко представляет угрозу национальному суверенитету, что ограничивает стремление к совместному решению проблем.
  2. Принцип “добросовестного выполнения международных обязательств” нарушается невыполнением взятых на себя обязательств по политическим, экономическим причинам, а также в силу объективно складывающихся причин, по которым дальнейшее выполнение обязательств становится невозможным.
  3. Таким образом, сегодня мировое сообщество находится в очень сложной ситуации, когда следует либо признать неравнозначность основных принципом международного права между собой, и создать новую иерархию принципов “нового” международного права, укрепляя роль ООН, либо стать свидетелями утраты современным международным правом своего правового статуса.
  4. Нарушение баланса сил в международных отношениях и потеря устойчивости международного правопорядка создает, на наш взгляд,  объективную необходимость реформирования международного права и его основных принципов.

Библиографический список

Международное право. Особенная часть

Как известно, нарушение любого правового обязательства влечет за собой возложение ответственности на субъекта, совершившего это противоправное деяние. Специфика международного права такова, что длительное время его нормы предусматривали единый режим ответственности за любое международно-противоправное деяние независимо от содержания и тяжести нарушенного обязательства.

Признание необходимости классифицировать международные обязательства в зависимости от их значения для международного сообщества связано с возникновением в международном праве особой категории норм, называемых императивными. Определение нормы императивного характера содержится в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

: это норма общего международного права, «которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо». К таким нормам стали относить правила поведения, имеющие особое значение для мирового сообщества, и прежде всего общепризнанные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН 1945 г.

: запрещения применения силы и угрозы силой; невмешательства во внутренние дела государств; уважения прав человека и основных свобод и др.

Соответственно несоблюдение таких императивных норм стало рассматриваться как грубейшее и тяжкое нарушение международного права, влекущее особый режим ответственности для субъекта-правонарушителя, а само деяние стало признаваться международным преступлением.

Первая попытка дать правовое определение международному преступлению была предпринята Комиссией международного права в первоначальной редакции проекта статей об ответственности государств.

Статья 19 этого документа указывала, что «международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно-важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом, составляет международное преступление».

В доктрине международного права международные преступления понимаются как наиболее тяжкие и опасные нарушения принципов и норм международного права, затрагивающие глобальные интересы человечества и представляющие угрозу международному миру и безопасности. Иногда к этой категории преступлений применяется термин «преступления против мира и безопасности человечества».

В силу повышенной опасности и специфики составов международных преступлений ответственность за их совершение в современный период возлагается как на государство в целом, так и на лиц, виновных в совершении конкретных деяний по реализации преступной политики: государственных должностных лиц либо лиц, фактически действовавших от имени государства, вплоть до возложения международной уголовной ответственности. Поэтому международное уголовное право регулирует как вопросы кодификации международных преступлений, так и проблемы международной уголовной юрисдикции в отношении их совершения.

Классификация международных преступлений впервые содержалась в Уставе и Приговоре Нюрнбергского Трибунала 1945 г. Составы данных преступлений затем были подтверждены и конкретизированы в многочисленных международно-правовых актах, принятых впоследствии.

Значительную роль в этом отношении сыграли четыре Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.

; проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г.

Читайте также:  Устав уголовного судопроизводства, общие положения, порядок разбирательства, стадии уголовного процесса

На сегодняшний день составы международных преступлений наиболее полно представлены в Римском Статуте Международного уголовною Суда 1998 г. (ст. 5-8). К ним относятся:

  • геноцид;
  • преступления против человечности;
  • военные преступления;
  • агрессия.

Геноцид. Юридическое понятие геноцида дано в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.

В соответствии с ней под геноцидом понимаются следующие действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для такой группы жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное ее физическое уничтожение; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую. Геноцид как международное преступление включено в предметную юрисдикцию Международных Трибуналов ad hoc и Международного уголовного Суда.

Преступления против человечности. По Уставу Нюрнбергского трибунала к этим преступлениям относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны.

Согласно Римскому Статуту в перечень преступлений против человечности включены также пытки, преступления сексуального характера, насильственное исчезновение людей и апартеид, когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц. Под апартеидом по смыслу документа понимаются «бесчеловечные действия, совершаемые в контексте институционализированного режима систематического угнетения и господства одной расовой группы над другой расовой группой и совершаемые с целью сохранения такого режима».

Военные преступления. Эти международные преступления представляют собой нарушения законов и обычаев войны.

Согласно Уставу Нюрнбергского Трибунала к ним отнесены: убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находившихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и др. Во многом состав военных преступлений был конкретизирован (в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами к ним 1977 г.). Уставами международных уголовных Трибуналов ad hoc и Римским Статутом Международного уголовного Суда.

Преступление агрессии. Агрессия — наиболее тяжкое международное преступление, которое в целом можно определить как нарушение императивного принципа неприменения силы и угрозы силой.

Проблема определения состава этого преступления уходит своими корнями на сотню лет назад, поскольку исторически вопрос о запрещении применения вооруженной силы в качестве средства для разрешения конфликта ставился в международной практике еще с начала XX в.

В Уставе Нюрнбергского Трибунала нет определения агрессии, однако он предусматривает состав преступлений против мира, к которым отнесены: планирование; подготовка; развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров. соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из вышеуказанных действий.

Впоследствии определение агрессии было дано в Резолюции 3314 Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г.

, где она понимается как «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН» (ст. 1).

Там же перечислены действия, которые могут быть квалифицированы Советом Безопасности ООН в качестве акта агрессии (ст.

3): это вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; нападение на вооруженные силы другого государства; бомбардировка территории государства; блокада портов и берегов государства; применение вооруженных сил на территории другого государства в нарушение соглашения о пребывании; засылка государством или от его имени вооруженных банд и формирований; предоставление территории для совершения указанных актов.

Поскольку определение агрессии 1974 г. существует в форме «мягкою» права, ряд ученых и политиков утверждают об отсутствии общепринятого правового определения состава этого преступления. Данная проблема активно обсуждалась в процессе работы над Статутом Международного уголовного Суда.

В итоге, несмотря на включение агрессии в перечень составов международных преступлений по Статуту, Суд пока не может осуществлять юрисдикцию в отношении этого преступления, однако работа по кодификации и определению состава этого преступления ведется специально созданной рабочей группой в рамках периодических сессий Ассамблеи государств — участников Статута.

Международные правонарушения

Все предметы / Право и юриспруденция / Понятие правонарушений и их классификация / Международные правонарушения

Одним из значимых институтов международного публичного права является институт международно-правовой ответственности за нарушения норм и принципов международного права.

В науке международного права различают:

  • юридическое основание ответственности – обязательство международного характера, вытекающее из международного договора, обычая, решений международных организаций и судов;
  • фактическое основание ответственности – собственно международное правонарушение субъекта международного права.

Определение 1

Международное правонарушение – международно-противоправное деяние субъекта международного права, нарушающее принятые им на себя обязательства.

Действующее международное право классифицирует все правонарушения на три большие группы:

  • международные преступления – наиболее тяжкие международные правонарушения, посягающие на основополагающие принципы и нормы международного права;
  • преступления международного характера (например, подделка денежных знаков, захват заложников, торговля людьми, совершенные с «иностранным элементом»);
  • международные деликты (например, нарушение договорных обязательств, невыполнение решений международного суда).

Специфика международных правонарушений

Особенностями международных деликтов являются следующие их черты:

  1. Особый субъект. Следует помнить, что субъектами международного права, а следовательно, и международной ответственности являются только государства (в том числе в процессе образования), а также международные организации. Физические лица, даже если они действовали в качестве должностных лиц, не несут международной ответственности, а подлежат уголовной ответственности по нормам национального и международного права.
  2. Разграничение правонарушений и недружественных актов. Причинение ущерба иностранному государству, например путем повышения ввозных пошлин, ограничения въезда его граждан, если такие действия не затрагивают международно-правовых норм, не образуют состава международного правонарушения.
  3. Разграничение правонарушений по национальному и международному праву. На квалификацию деяний как международных правонарушений не влияет их оценка как правомерных по внутригосударственному праву.

Признаки международных правонарушений

В науке международного права выделяют три признака таких деликтов:

  1. Противоправность. Международные правонарушения имеют особую противоправность – международно-правовую, т. е. деяния нарушают установленные международными источниками обязательства государств. При этом нарушаются права субъектов международного права – других государств и международных организаций.
  2. Причинно-следственная связь. Между международным правонарушением и причиненным вредом должна существовать прямая связь. Если причиной вреда являются иные события, субъект международного права к ответственности привлечен быть не может.
  3. Наказуемость. Юридическим последствием правонарушения выступает применение к нарушителю мер правового воздействия, предусмотренных международным законодательством.

Состав международного правонарушения

В отечественной юриспруденции совокупность элементов правонарушения именуется составом. Концепция состава применима и к международному правонарушению:

  1. Объект международного правонарушения. В качестве отношений, на который посягает нарушитель, могут быть названы система международных отношений, правопорядок и безопасность, права и свободы личности.
  2. Объективная сторона международного правонарушения. Данный элемент характеризует противоправное деяние, которое может заключаться как в собственном поведении субъекта, так и в присваиваемом ему по нормам международного права (ст. 5–11 Проекта статей об ответственности государств).
  3. Субъективная сторона. Отношение субъекта к своему деянию может быть как умышленным, так и неосторожным. При этом в теории международного права ведутся споры о применимости концепции вины к правонарушениям субъектов международного права. Ряд состав международных правонарушений сформулирован как «ответственность без вины» (например, при причинении вреда ядерными объектами).

Международные преступления нарушение принципов и норм международного права

БЕСПЛАТНАЯ ЮРКОНСУЛЬТАЦИЯ

8800 3339483 доб. 826

Главная Расшифровка юридических терминов

Надежный бланк укрепит в разрешении некомпетентности при придумывании официального документа. Это откроет способ сэкономить на договоре юриста. Лишние деньги для всех приятны. Перед тем как перерабатывать пример, очень советуем тщательно исследовать приведенные в нем статьи кодексов. На момент применения они могут потерять силу.

Международные преступления – нарушения принципов и норм международного права, которые являются основополагающими для обеспечения мира, защиты личности и международного сообщества в целом.

Международные преступления считаются крайне опасными для человеческой цивилизации, при этом, наибольшую опасность представляют действия отдельных должностных лиц, которые реализуют преступную политику государств на практике.

За международное преступление, международную политическую и материальную ответственность несут государства, непосредственно принимающие участие в указанном деликте, их субъектами являются руководители, высшие должностные лица и иные органы – исполнители преступной политики.

Ответственность государств за нарушение норм международного права

  • Источники международного права
  • К основным источникам международного права относятся международный договор и международный обычай.
  • Международный договор (конвенция) – соглашение, заключенное между государствами, либо между государствами и международными организациями, где закрепляются права и обязанности сторон.
  • Признание договора достигается его подписанием главой государства или ратификацией (утверждение высшим законодательным органом власти страны, например в Республике Беларусь — Парламентом).
  • Международный обычай – это практика государств (поведение государств в конкретной ситуации), признанная ими в качестве юридически обязательной для себя.
  • К основным принципам международного права относятся принципы: суверенного равенства государств, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела, права народов на самоопределение, мирного разрешения международных споров, уважение прав и свобод человека.

В законе «О международных договорах Республики Беларусь» устанавливается, что общепризнанные принципы и нормы международных договоров Республики Беларусь, подлежат непосредственному применению. Так, на статьи 21 – 51 Конституции оказали прямое влияние Всеобщая декларация прав человека и пакты о правах человека. В УК в 1999 г.

введены составы военных преступлений и преступлений против человечества.

  1. В международном праве ответственность государства наступает в результате нарушения им международного обязательства (международного договора или обычая).
  2. Противоправное поведение государства выражается в действиях его органов власти.
  3. Международные правонарушения бывают двух категорий: международные преступления и международные деликты.
  4. Международное преступление – это тяжкое нарушение международного обязательства, затрагивающее жизненно важные, основополагающие интересы международного сообщества в целом.
  • К международным преступлениям относятся:
  • — агрессия – незаконное применение вооружённой силы;
  • — геноцид – истребление отдельных групп населения, народов по расовым, национальным или религиозным мотивам;
Читайте также:  Образец договора беспроцентного займа между юридическими лицами: правовые особенности

— апартеид – расовая дискриминация (различение), выражающаяся в ограничении прав коренных жителей страны (апартеид до 1994 г. существовал в ЮАР, т.е.

брак между черным и белым являлся уголовным преступлением; если черному необходимо было пройти в район, где проживали белые, обычно прислуге, то для этого необходимо было выписать специальное разрешение; белые могли иметь любую недвижимость, черные имели право проживать только в трущобах);

  1. — рабство – положение полной зависимости, подчиненности;
  2. — экоцид — грубое и массовое загрязнение окружающей среды;
  3. — международный терроризм – устрашение своих политических противников, выражающее в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

Терроризм (страх, ужас) – форма вооруженного насилия в политических целях. Это движение не широких масс, а небольших, но тщательно организованных подпольных террористических групп. В качестве средства террористы используют насильственные акты против отдельных граждан, а также разрушение материальных объектов, убийства, захват заложников, взрывы в общественных местах.

  • Международный деликт – это обычное нарушение международного обязательства, затрагивающее интересы другого государства.
  • Ответственность государств за международные правонарушенияпредусматривается нематериальная и материальная.
  • К формам нематериальной ответственности относятся сатисфакция и ресторация, а материальной ответственности – репарация, реституция и субституция.

Сатисфакция – это действие государства-нарушителя, направленное на восстановление чести и достоинства потерпевшего государства. Это может быть извинение от имени главы государства и главы правительства государства-нарушителя, отзыв должностного лица, оскорбившее другое государство, привлечение его к ответственности по национальному законодательству.

Ресторация – восстановление нарушенных прав (вывод войск с территории оккупированного государства, повышение таможенных пошлин на товары, разрыв дипломатических отношений).

Репарация (восстановление, возмещение) – денежное возмещение ущерба (Бразилия заявила иск к компании «Шеврон» в размере 11 миллиардов долларов за нефтепятно в размере около 1 км в диаметре).

Реституция – возвращение вывезенных культурных и других ценностей, неправомерно захваченных и вывезенных с территории противника. Порядок реституции определяется мирным договором.

Субституция – замена предметами, аналогичными по стоимости, либо денежное возмещение.

При совершении государством международного преступления Советом Безопасности ООН применяется решение о введении экономических санкций ( мер воздействия)против государства-нарушителя (приостановление торговых отношений, разрыв дипломатических, воздушных, железнодорожных сообщений, перерыв почтовой связи) или вводятся военные санкции (применение вооруженных сил ООН), а исполнители международного преступления привлекаются к уголовной ответственности.

Суд осуществляется Международным трибуналом. который находиться в Гааге (Нидерланды). Впервые такой трибунал был создан в 1945 г. для суда над главными военными преступниками второй мировой войны – высшими должностными лицами и генералитетом фашистской Германии.

В 1993 г. был учрежден Международный трибунал над лицами, виновными в грубых нарушениях международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.

Международного права

Ответственность за нарушение норм

Реализация норм международного права.

Реализация норм международного права — обязанность государств, гарантируемая Венской конвенцией о праве меж­дународных договоров 1969 г. устанавливающей, что госу­дарство не может ссылаться на положение своего внутреннего права для невыполнения международного договора (ст. 27).

Более того, реализация международно-правовых норм тре­бует содействия национального права.

Способы реализации (имплементации) норм междуна­родного права закрепляются в национальном законодатель­стве государств и различны по содержанию.

Согласно Конституции Республики Беларусь «признается приоритет общепризнанных принципов международного пра­ва и обеспечивается соответствие им законодательства» (ст. 8).

Кроме того, в ряде законов Республики Беларусь (За­кон «О правах ребенка», Закон от 22 февраля 1995 г. в редак­ции от 4 января 2003 г.

«О беженцах» ') провозглашается, что если в международном договоре закрепляются иные положе­ния, чем в законе, применяются положения международного договора.

В Законе Республики Беларусь от 23 октября 1991 г. в ре­дакции от 15 ноября 2004 г.

«О международных договорах Республики Беларусь» 2 устанавливается, что «общепризнан­ные принципы и нормы международных договоров Республи­ки Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законода­тельства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосудар­ственного акта» (ст. 27). Аналогичное положение содержится и в ГК Республики Беларусь (ст. 6).

  1. Реализация норм международного права происходит:
  2. путем внесения изменений в действующий закон для при­ведения его в соответствие с ратифицированным договором;
  3. — путем выработки новых норм национального права в силу существования пробелов в законодательстве.

Так, на содержание ст. 21-51 Конституции Республики Беларусь, касающихся прав граждан, оказали прямое влияние Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. Пакты о правах человека 1966 г. ратифицированные ею. В УК введены соста-

' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 229; НРПА. 2003. № 8. 2/927.

2 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 29-30. Ст. 469; НРПА. 2004. № 180. 2/1080.

вы военных преступлений и преступлений против человече­ства с учетом положений Женевских конвенций по междуна­родному гуманитарному праву 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.

Правовая база для трансформации национального законо­дательства может содержаться в самих международных догово­рах. Упомянутые Пакты о правах человека 1966 г. Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов 1949 г. Конвенция о правах ребенка 1989 г. предписывают государ­ствам принимать соответствующие законодательные или адми­нистративные меры для реализации указанных соглашений.

Обеспечить соблюдение норм международного права не­возможно без введения ответственности за их нарушение.

В международном праве в отличие от внутригосудар­ственного права нет системы правоохранительных органов (про­куратура, суд), обладающих полномочиями контролировать и наказывать за нарушение норм. Государства являются субъекта­ми ответственности и реализуют ее путем применения индивиду­альных и коллективных мер к государству-нарушителю.

В международном праве отсутствует конвенция, регулиру­ющая основные виды и формы ответственности. В 2001 году Комиссия международного права (вспомогательный орган ООН, занимающийся кодификацией международного права) разработала Проект статей об ответственности государств.

В связи с этим институт ответственности продолжает бази­роваться на международном обычае. Ответственность государ­ства наступает в результате нарушения им международного обязательства независимо от того, обусловлено оно междуна­родным договором или обычаем.

Противоправное поведение государства выражается в действиях его органов. Государство отвечает за действие лю­бого органа (законодательного, исполнительного, судебного, центрального или местного). Государство не отвечает за про­тивоправное поведение физических или юридических лиц, если явно не установлено, что они действовали от имени госу­дарства или по его поручению.

  • Нарушения международных обязательств различаются по степени тяжести и объектной направленности и делятся на две
  • категории: международные преступления и международные правонарушения (деликты).
  • Под международным преступлением в соответствии с Проектом статей, подготовленных Комиссией международно­го права, понимается тяжкое нарушение международного обязательства, затрагивающее жизненно важные, основопо­лагающие интересы международного сообщества в целом и поэтому квалифицируемое международным сообществом как преступление.

К международным преступлениям относятся агрессия, геноцид, апартеид, рабство, экоцид (грубое и массовое загряз­нение окружающей среды), международный терроризм. Меж­дународный деликт — это обычное нарушение международного обязательства, затрагивающее интересы другого государства.

  1. Предусматривается два вида ответственности государ­ства: нематериальная и материальная.
  2. К формам нематериальной ответственности относятся сатисфакция и ресторация.
  3. Сатисфакция — это действие государства-нарушителя, на­правленное на восстановление чести и достоинства потерпев­шего государства.

Ресторация — восстановление нарушенных прав (вывод войск с территории оккупированного государства). Кроме того, государство может применить контрмеры (ответные меры) в ответ на нарушение международного обязательства в форме реторсии или репрессалий.

Реторсия — это ответная мера, аналогичная по объему и содержанию той, которую применило государство-наруши­тель.

К формам материальной ответственности относятся: репарация (денежное возмещение ущерба), реституции (воз­вращение вывезенных культурных и иных ценностей). В слу­чае уничтожения или порчи культурных ценностей применяется субституция (замена предметами, аналогичными по стоимости, либо денежное возмещение).

  • Если государство совершило международное преступле­ние, Советом Безопасности ООН принимается решение о вве­дении санкций против государства-нарушителя. Резолюции о

Понятие международного правонарушения. Квалификация деяния как международно-противоправного. Виды международных правонарушений

Международное правонарушение — это действие или бездействие субъекта международного права, нарушающего нормы международного права или международные обязательства и наносящего ущерб другому субъекту(ам) международного права материального или нематериального характера.

Состав правонарушения:

  1. Объект — международные отношения.
  2. Объективная сторона — действия или бездействия субъекта международного права, влекущие за собой причинение ущерба.
  3. Субъект — государство или другие субъекты международного права.
  4. Субъективная сторона — психическое отношение к содеянному (но это понятие применяется только для физических лиц, которые действовали от имени государства или по собственной инициативе; в отношении государства более корректным в применении является термин, который используется в международных соглашениях: «предумышленное» или «преднамеренное»).

Деяние государства может быть квалифицировано как международно-противоправное лишь на основе международного права. Нарушение международного обязательства имеет место только в том случае, когда поведение субъекта не соответствует тому, что от него требуется по соответствующему обязательству, независимо от того, какой характер, договорный или обычно-правовой, оно носит.

Виды международных правонарушений:

1.    международные преступления:

  • агрессия;
  • военные преступления;
  • преступления против человечности.

2.   преступления международного характера:

  • терроризм;
  • захват заложников;
  • распространение наркотиков и т.д.

Международные преступления — это особо опасные международные правонарушения, посягающие на интересы одного или всех государств и грубо нарушающие основные принципы международного права, подрывая тем самым международный мир и безопасность.

Преступления международного характера — это противоправные деяния, имеющие международную общественную опасность и посягающие на интересы одного или всех государств.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Читайте также:  Как сохранить за собой регистрационный номер автомобиля при продаже

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Виды международных преступлений

Международная преступность представляет собой негативное социальное явление, причиняющее вред развитию и национальной безопасности отдельных государств. Она перешагнула границы государств и превратилась в серьезную угрозу международного характера, для преодоления которой необходимо сотрудничество между государствами.

Впервые виды международно-правовых преступлений были определены в Уставе Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (принят в г. Лондоне 8 августа 1945 г.) (далее – Трибунал). Согласно этому Уставу международными преступлениями являются:

  • 1) преступления против мира: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий;
  • 2) военные преступления, т.е. преступления, нарушающие законы или обычаи войны. К этим преступлениям относятся:
    • – убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории;
    • – убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море;
    • – убийства заложников;
    • – ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень;
    • – разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления;
  • 3) преступления против человечества:
    • – убийства;
    • – истребление;
    • – порабощение;
    • – ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.

Согласно Женевским конвенциям 1949 г. и дополняющих их Протоколов к военным преступлениям или преступлениям против человечества относятся:

  • – предумышленное убийство и истребление большого количества мирного населения (включая лишение людей пищи и медикаментов с намерением уничтожить некоторую их часть);
  • – порабощение – осуществление прав собственности над человеком (включает торговлю людьми, в частности детьми и женщинами);
  • – депортация или насильственное переселение людей – принуждение покинуть свои законные земли без учета требований международного;
  • – пытки – умышленное причинение физических или душевных страданий человеку, находящемуся в заключении или под следствием;
  • – обращение в сексуальное рабство и другие действия схожего характера, вызывающие сильные страдания, серьезный ущерб физическому или душевному здоровью.
  • В отношении указанных преступлений действует принцип неприменения срока давности, который закреплен в Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.
  • К международным преступлениям также относятся:
  • 1) апартеид (разделение, обособление).
  • Апартеид – политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводимая в отношении этнических групп населения.

Генеральная Ассамблея ООН в 1973 г. приняла Конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него, ст. 1 которой подчеркивает, что апартеид является преступлением против человечества. В ст.

2 перечисляются деяния, составляющие преступления апартеида: лишение членов расовой группы права на жизнь и свободу личности путем убийства, причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, произвольного ареста и незаконного содержания в тюрьмах; умышленное создание таких условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение расовой группы; принятие мер законодательного характера с целью воспрепятствовать участию расовой группы в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны;

2) геноцид.

Геноцид – действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, совершаемые лицами, которые осуществляют государственную власть или определяют ее действие.

Вина при геноциде включает умысел. Объектом преступления является отдельная национальная, этническая, расовая или религиозная группа населения. Субъектом геноцида могут быть только физические лица действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. геноцид признается международным преступлением.

Геноцид осуществляется в формах:

  • – физического истребления, убийства групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам;
  • – социально-экономического воздействия на общество для вымирания всего населения или отдельных его групп;
  • – биологического воздействия для прекращения деторождения в среде таких групп;
  • – уничтожения языковых культурных и духовных основ жизни народов и этнических групп, а также создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение той или иной группы населения.

Признание факта геноцида на международном уровне само по себе зачастую является проблематичным. Во многих случаях власть, которой инкриминируется акт геноцида, не желает признавать его; обратное происходит лишь в редких случаях, и то весьма часто акт геноцида признается уже преемниками власти, его совершившей. Нередки случаи, когда геноцид признается лишь отдельными третьими государствами;

3) расизм (расовая дискриминация).

Расизм – любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признании расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения.

Раси́зм базируется на совокупности воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

Расизм обязательно включает в себя идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарем Ларусса в 1932 г.

и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». Нынешнее его значение в политическом дискурсе иногда расширяется, дополняя расовый критерий превосходства этническим, религиозным или иными.

Осуществление расистских теорий на практике порой находит свое выражение в политике расовой дискриминации.

Расовая дискриминация – «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цветы кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаления признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни» (ст. 1 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, утвержденная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1965 г.).

К преступлению международного характера относится работорговля, которая является одной из современных форм рабства.

По многочисленным экспертным оценкам и отчетам полиции различных стран, торговля людьми представляет собой многоплановую, широко разветвленную сеть международной преступности, охватывающую все континенты и вовлекающую в процесс купли-продажи миллионы ее жертв и сотни тысяч продавцов, покупателей и посредников. Практикуется торговля людьми, в том числе и детьми, с целью их использования в качестве доноров для трансплантации человеческих органов.

По поручению Генеральной Ассамблеи ООН (на основании резолюции 177 Генеральной Ассамблеи ООН, принятой на 43-й сессии в 1991 г.) Комиссией международного права ООН осуществляется разработка кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

В данном проекте таковыми предлагается считать любое действие или бездействие лица, которое само по себе представляет серьезную и непосредственную угрозу миру и безопасности человечества или приводит к их подрыву.

Проект кодекса к преступлениям против мира и безопасности человечества относит следующие: агрессию; угрозу агрессии; вмешательство во внутренние и внешние дела другого государства; колониальное господство и другие формы иностранного господства; геноцид; апартеид; систематическое и массовое нарушение прав человека; исключительно серьезные военные преступления; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; международный терроризм; незаконный оборот наркотических средств; преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.

По поручению Генеральной Ассамблеи ООН (на основании резолюции 177 Генеральной Ассамблеи ООН, принятой на 43-й сессии в 1991 г.)

Комиссией международного права ООН осуществляется разработка кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. В ст.

1 проекта кодекса преступлением против мира и безопасности человечества предлагается считать любое действие или бездействие лица, которое само по себе представляет серьезную и непосредственную угрозу миру и безопасности человечества или приводит к их подрыву.

Проект кодекса к преступлениям против мира и безопасности человечества относит следующие: агрессию; угрозу агрессии; вмешательство во внутренние и внешние дела другого государства; колониальное господство и другие формы иностранного господства; геноцид; апартеид; систематическое и массовое нарушение прав человека; исключительно серьезные военные преступления; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; международный терроризм; незаконный оборот наркотических средств; преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *