Порядок назначения судей на должность в России: требования к претендентам, процедура возложения полномочий

Судьи принимают решения относительно разных дел, которые могут быть гражданскими, административными или уголовными.

Они должны принимать исключительно взвешенные и объективные решения, поэтому предъявляются действительно значительные требования к кандидатам на должность судьи.

Требования могут немного отличаться к федеральным, конституционным или верховным судьям. Для этого учитывается имеющееся у гражданина образование, стаж работы, профессиональная подготовка и другие параметры.

Как выглядит институт судебной власти в РФ?

В России имеется несколько видов судов, каждый из которых обладает своими особенностями. Институт судебной власти делится на несколько частей:

  1. Конституционный суд. Он представлен высшим органом судебной власти. Он делится на уставные суды, располагающиеся в разных субъектах страны.
  2. Общей юрисдикции. Сюда входит Верховный суд, областные и мировые суды.
  3. Арбитражные суды. Они могут быть Высшими, федеральными, окружными или арбитражными субъектными.

Для определения того, какие предъявляются требования к кандидатам на должность судьи, необходимо изучить положения ФЗ №3132-1 «О статусе судей в РФ». Именно этот нормативный акт регулирует все правила назначения конкретного гражданина на данную должность.

Порядок назначения судей на должность в России: требования к претендентам, процедура возложения полномочий

Кто может стать судьей?

Основные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, представлены следующими условиями:

  • наличие высшего юридического образования;
  • отсутствие судимости или даже уголовного преследования, прекращенного в результате наличия реабилитирующих обстоятельств;
  • не допускается гражданство двух государств или вид на жительство в иной стране;
  • отсутствие частичной или полной недееспособности;
  • гражданин не должен состоять на учете в наркодиспансере или психдиспансере;
  • не допускается наличие заболеваний, которые могут стать препятствием для исполнения должностных обязанностей.

Эти требования являются наиболее значимыми, причем они предъявляются к любому судье независимо от выбранного суда. Дополнительно к судам разного уровня могут использоваться другие уникальные условия.

Требования к возрасту и стажу

Наиболее значимыми требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должность судьи, являются условия, имеющие отношение к возрасту и стажу. Работать гражданин должен юристом или прокурором. К основным таким условиям относится:

  • если выбирается для работы арбитражный или мировой суд, то гражданин должен проработать юристом не меньше 5 лет, а также его возраст не может быть меньше 25 лет;
  • требования к кандидату на должность федерального судьи заключаются в достижении возраста 30 лет, а также наличии стажа работы в юридической сфере от 7 лет;
  • если выбирается для работы Высший арбитражный суд, то человек должен достичь возраста 35 лет, а также у него должен иметься опыт от 10 лет.

Не допускается до этой должности человек, который обвиняется или подозревается в каком-либо преступлении. Не разрешается наличие родственных связей с председателем или заместителем главы выбранного учреждения.

Порядок назначения судей на должность в России: требования к претендентам, процедура возложения полномочий

Как проходит отбор?

Все лица, которые планируют занимать эту позицию, должны учитывать требования к кандидатам на должность судьи. Назначение происходит в правильном порядке, для чего выполняются следующие действия:

  • председатель конкретного суда, в котором имеется вакантная должность, передает сведения в квалификационную коллегию;
  • информация должна передаваться в течение 10 дней с момента освобождения должности предыдущим работником;
  • далее в течение 10 дней коллегия оповещает о наличии этой вакансии СМИ, причем указывается время и место принятия разных заявлений от кандидатов;
  • после этого проводится конкурсный отбор.

На одно место может претендовать большое количество специалистов. Конкурсный отбор считается достаточно жестким. Требования к кандидатам на должность судьи и порядок их назначения указываются в ФЗ №3132-1.

Если граждане соответствуют требованиям, а также желают занять вакантную должность, то им придется сдавать специальный квалификационный экзамен.

Для этого им надо обращаться в экзаменационную комиссию, работающую при коллегии судей.

Какие требуются документы?

Чтобы сдать квалификационный экзамен, гражданин должен доказать, что он подходит под все требования к кандидатам на должность судьи. Поэтому им в коллегию передается следующая документация:

  • паспорт;
  • анкета, в которую вносятся личные сведения о гражданине;
  • документация о полученном высшем образовании в юридической области;
  • трудовая книжка, с помощью которой можно понять, соответствует ли стаж работы человека предъявляемым требованиям;
  • медицинская справка, содержащая информацию о том, не имеются ли у гражданина какие-либо заболевания, являющиеся препятствием для занятия интересующей его должности.

На основании этой документации допускается юрист к сдаче экзамена. После успешного прохождения этого тестирования надо обращаться в коллегию судей с заявлением.

В этом документе указывается желание занять гражданином имеющуюся вакантную должность. К заявлению прикладывается справка, полученная после прохождения экзамена.

Дополнительно собираются характеристики со всех мест работы за последние 5 лет. Прикладываются бумаги о наличии дохода и имеющемся имуществе.

Порядок назначения судей на должность в России: требования к претендентам, процедура возложения полномочий

Как принимается решение?

Первоначально члены комиссии изучают, соответствуют ли все заявители основным требованиям к кандидатам на должность судьи. Образование и стаж считаются наиболее значимыми критериями.

Далее оцениваются результаты пройденного экзамена. На основании полученных данных принимается решение о рекомендации тех или иных граждан на имеющуюся вакантную должность.

К правилам принятия решения относится:

  • преимущество имеют граждане, обладающие значительным стажем работы в правоохранительных органах;
  • учитывается наличие разных ученых степеней;
  • наиболее часто предпочтение отдается докторам юридических наук или людям, обладающим государственными или ведомственными наградами;
  • оценивается, насколько быстро и внимательно изучаются разные дела кандидатами.

Если вовсе отсутствуют подходящие граждане среди заявителей, то формируются мотивированные отказы. Такое решение может обжаловаться в коллегии судей, если соответствуют люди всем требованиям к кандидатам на должность судьи.

Какими полномочиями наделяется арбитражный судья?

Требования к кандидатам на должность судьи в РБ значительно отличаются от требований, которые используются в России. Это обусловлено разницей в законодательстве и нюансах работы судебной системы.

В РФ Председатель Высшего арбитражного суда может назначаться исключительно при наличии Представления президента Совета Федерации. Выбирается он на срок в 6 лет. Назначение заместителей происходит таким же образом, а также на срок в шесть лет, но при этом требуется представление председателя ВАС.

Председатели федеральных или апелляционных арбитражных судов выбираются только Президентом РФ на 6 лет. Президент может отклонять те или иные кандидатуры, для чего выносится соответствующее постановление.

Если выявляется, что выбранный гражданин не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи арбитражного суда, то это приводит к прекращению его полномочий на основании решения, принятого коллегией.

Порядок назначения судей на должность в России: требования к претендентам, процедура возложения полномочий

Зачем нужно ограничение по возрасту?

Судья должен являться ответственным и мудрым человеком, поэтому перед занятием данной важной должности у него должен накопиться значительный житейский опыт. К основным особенностями его назначения относится:

  • судьям и членам их семьи гарантируется неприкосновенность;
  • если гражданин отработал больше 20 лет, то он может рассчитывать на пожизненное содержание от государства;
  • в процессе принятия решений требуется руководствоваться принципами справедливости и честности;
  • перед вынесением вердикта обязательно проверяется, соответствует ли оно требованиям и условиям разных законодательных актов;
  • судья должен опираться на имеющиеся знания в области юриспруденции, а также учитывается его жизненный опыт;
  • при вступлении в должность обязательно гражданином дается клятва, что он будет исполнять свои обязанности на основании требований законодательства, а также будет ориентироваться на справедливость, совесть и долг.

Перед тем как вступить в эту должность, гражданину придется потратить достаточно много времени для работы на позициях прокурора, нотариуса или юриста. Требования к кандидатам на должность судьи и порядок назначения могут немного отличаться для разных судей, причем нередко в законодательные акты вносятся небольшие изменения, которые должны учитываться всеми кандидатами.

Какие проводятся дополнительные проверки?

В отношении судей проводятся разные проверки, так как они должны не только обладать оптимальным образованием и стажем, но и соответствовать другим требованиям. К ним относится:

  • обязательно заранее проверяется состояние здоровья, так как не допускается наличие разных хронических болезней, поскольку они могут препятствовать оптимальной работе гражданина;
  • требуется получить заранее справки, подтверждающие, что ранее не состоял человек на учете в психиатрических учреждениях или наркологическом диспансере.

Не допускается подделывать документы, так как если выявится обман, то гражданин не только будет снят с должности, но и может привлекаться к ответственности за предоставление недостоверных сведений.

Порядок назначения судей на должность в России: требования к претендентам, процедура возложения полномочий

Срок передачи полномочий

Срок работы мирового судья является строго фиксированным. Назначается конкретный гражданин на эту должность исключительно на 5 лет. После этого возраста допускается снова выставлять свою кандидатуру на эту должность.

Максимально работать в должности судьи гражданин может до 70 лет.

Полномочия мирового судьи

Мировые судьи выносят решения по следующим делам:

  • уголовные дела за разные преступления, по которым назначается лишение свободы на срок до трех лет;
  • ведение бракоразводных процессов, но между супругами не должно иметься никаких разногласий, имеющих отношение к общим детям;
  • раздел имущества, нажитого супругами за время совместного проживания;
  • прочие дела, имеющие отношение к семейным или трудовым отношениям;
  • нарушения административного законодательства.

Все дела рассматриваются только единолично, поэтому не требуется вмешательство коллегии.

Правила назначения районных судей

Требования к кандидату на должность районного судьи являются достаточно существенными, так как назначаются граждане исключительно Президентом страны. Судья получает неприкосновенность и служебный транспорт. Им рассматривается множество дел, имеющих отношение к административному или уголовному законодательству.

Стать районным судьей может только гражданин России, не обладающий судимостью, а также его родственники не могут работать в этом учреждении. У него должны быть глубокие познания в юридической области. Поэтому приходится сдавать достаточно жесткий и специфический экзамен, чтобы определить уровень знаний претендента.

Правильные законы и отвратительная практика

Порядок назначения судей на должность в России: требования к претендентам, процедура возложения полномочий

В феврале 2016 года исполнилось два года с того момента, как президент Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым был ликвидирован один из конституционно учрежденных главных судов страны — Высший арбитражный. Последствия этого потрясения в судебной системе можно наблюдать не только в правоприменительной практике. Оно сказалось и на процессе назначения судей. После устранения судей ВАС из состава Высшей квалификационной коллегии нормой ее работы стало, например, применение так называемого «родственного фильтра» — кандидатам не выдают рекомендации из-за того, что близкий родственник работает по юридической специальности.

Активное применение этого «изобретения» находится в явном противоречии с вдумчивой практикой работы прежней ВККС, проявлявшейся даже в таком вопросе, как наличие у кандидатов на судейские должности родственников, в отношении которых имелись уголовные дела.

В общем всегда бытовало мнение, что такой претендент не должен надевать мантию, но та квалифколлегия изучала, насколько этот эпизод из прошлого мог влиять на формирование характера и взглядов на жизнь.

И если родители претендента на судейскую должность развелись 20 лет назад, отец, против которого имелось уголовное дело, не принимал участия в воспитании, то кандидат не отклонялся лишь по этой формальной причине.

Это — пример тонкой работы коллегии, когда ее члены действительно заинтересованы в подборе хороших кадров для занятия судейских должностей, а не просто отрабатывают административный запрос.

Читайте также:  Согласно Семейному кодексу РФ брак это правовое понятие

Способны они были эффективно разобрать и конфликт, например, между председателем и его замом, которые претендуют на одну и ту же должность, но при этом «начальник» пишет на «подчиненного» негативную характеристику.

В ВАС в ВККС входили очень опытные, мудрые и благородные люди, которые понимали, что сегодня суды устроены так, что власть председателя над карьерой судей очень велика, и стремились защищать последних от злоупотреблений.

В случаях сегодняшнего применения «родственного фильтра» этого мы не наблюдаем. Причина его появления — это ложно понятый конфликт интересов.

Те, кто принял решение, что у судьи не должно быть родственников-юристов, видимо, исходили из того, что именно через них осуществляется основное коррупционное воздействие на судью. Однако это полная ерунда.

Коррупционное воздействие возможно через друзей, однокурсников, «начальство», правоохранительные органы (последние два — самое частое, насколько мне известно) и пр. Родственники — это просто один из возможных каналов незаконного влияния на судью, причем далеко не самый распространенный.

В этой ситуации применение «родственного фильтра» — банальная «ошибка первого рода», когда считается, что достижению цели препятствует некоторое обстоятельство, и оно ошибочно отвергается, когда срабатывает сигнал ложной тревоги. В итоге довольно много достойных претендентов не стали судьями.

Другое последствие этой практики заключается в том, что родственники многих кандидатов на судейские посты были вынуждены оставить работу по юридической специальности. Эта практика явно не соответствует конституционному праву на труд.

Такое решение разрушает и возможность рекрутирования в судейский корпус представителей юридических династий: сын профессора юрфака МГУ, являющегося, например, одновременно еще и арбитром в третейском суде, никогда не станет судьей.

Это очень, очень плохо.

Еще хуже практика отсева претендентов из-за наличия родных за границей.

Этот подход не на грани абсурда, он — за ней, это геркулесовы столпы нелепости! Мне лично известен один кандидат на судейскую должность, великолепный юрист, не ставший судьей в связи с тем, что его отец постоянно проживает за рубежом.

Что уж тут говорить о том, что сама по себе фобия относительно жизни за границей и иностранцев в XXI веке просто нелепа и выглядит как чудовищная отрыжка тоталитарного прошлого.

Все «фильтры» придумывают в администрации президента, а сопротивляться им на уровне квалифколлегии невозможно, ведь тогда одобренный ими кандидат будет отклонен «кадровой комиссией» администрации. Но феномен последней вызывает еще большие сомнения с точки зрения соответствия ее деятельности (точнее, ее результатов) закону.

Действительно, финальное решение о назначении судьи принимает президент. И, разумеется, нужен некий орган, который предварительно должен предложить главе государства какое-то решение относительно кандидатуры.

Но задача такой структуры состоит лишь в том, чтобы установить, не были ли нарушены формальные законодательные требования к претендентам или процедура при прохождении материалов через квалифколлегию.

И если подобного рода огрехи есть, то комиссия должна рекомендовать президенту отклонить кандидатуру со ссылкой на несоответствие ее закону.

Однако «кадровая» работает совсем по другому принципу. Она, по существу, заново изучает дело кандидата, то есть фактически выполняет функцию второй квалификационной коллегии. Но если деятельность коллегии подробно урегулирована законом и формализована (ее решения можно даже обжаловать в суде), то работа президентской кадровой комиссии абсолютно неформальна.

Столь же порочна и практика неформальных процедур согласования кандидатур на судейские должности с президентскими представителями. Кроме того, что существование такой практики не соответствует закону, оно сильно влияет на независимость судей.

Председатель суда должен «дружить» с местным полпредом, чтобы не получить отказ в согласовании тех кандидатов, которых он продвигает в суд. Понятно, что такая дружба выливается в то, что суд не является независимым арбитром в спорах между властью и бизнесом, а рассматривается чиновниками как часть системы государственного управления.

Надо ли говорить, что это совершенно убивает идею суда как независимого и беспристрастного арбитра в правовых спорах.

В итоге в судейской среде все знают, что прохождение квалифколлегии — это даже не половина и не треть дела. Главное — пройти «кадровую». И это совершенно незаконно, можно даже сильнее сказать — неконституционно.

По идее, общество в лице квалифколлегий само подбирает себе судей, а задача президента — проследить, чтобы при этом не был нарушен закон.

Президент не может лишь по своему усмотрению, по неявным, непубличным мотивам, не связанным с квалификационными требованиями к кандидату, отклонять те кандидатуры судей, которые ему были представлены для утверждения.

Ситуация с назначением судей в России довольна симптоматична.

Как во многом другом, в этой сфере существуют правильные законы, но административная практика их применения во многом отвратительна и искажает самый смысл института.

Сегодня устройство данного процесса — это процедура назначения не лучших юристов на судейские должности, а «проходных». Особенное значение это играет при рекрутировании судей в высшую судебную инстанцию.

Специфика высшего суда заключается в том, что он занимается не просто разрешением дел, он отвечает за развитие права в целом: за восполнение пробелов, устранение противоречий и пр.

Решения высшего суда должны быть не просто основаны на законе, они должны быть шедевром юридического творчества, тем, что практикующие юристы читают взахлеб, наслаждаясь высоким литературным слогом, тонким юридическим анализом, игрой мысли и пр.

Только при таких условиях решения высшего суда будут иметь убедительную силу — для нижестоящих судов и для всего юридического корпуса в целом. Именно так обстоят дела в Германии, Швейцарии, Англии, США и пр.

Для этого в состав судей высшего суда должны рекрутироваться юристы, которые являются интеллектуальными лидерами российского юридического корпуса. Это в первую очередь ученые. Разумеется, судьи-академики должны разбавляться карьерными судьями, рекрутируемыми из нижестоящих судов, иначе полет академической мысли может унести высший суд в горние выси…

Именно так был устроен ВАС: наряду с великими судьями-учеными, фамилии которых известны всем юристам страны, в него входили лучшие судьи из нижестоящих судов, и сочетание «судей-академиков» и «карьерных судей» при новых назначениях было примерно 50/50. В нынешнем Верховном суде от этой практики полностью отказались.

Все новые назначения — это карьерные судьи, должность не получил ни один ученый. Это можно объяснить лишь тем, что академические юристы обладают, как правило, широкими взглядами и внутренней свободой. По всей видимости, эти качества не считаются ценными для кандидатов в судьи нынешнего ВС, они там будут лишними.

А это очень и очень плохо.

С этим надо что-то срочно делать, иначе мы потеряем самый главный инструмент развития российского права на современном этапе.

Рецепт здесь очень простой — изменить порядок работы квалификационных коллегий, усилив в них общественный элемент, отключить процедуру от административных влияний, в первую очередь от влияния чиновников президентского аппарата. Необходимо также изменить критерии пригодности кандидата к занятию судейской должности.

В них нужно добавить опыт практической юриспруденции (адвокатский стаж) и подумать над тем, чтобы не назначать на должность судей, рассматривающих уголовные дела лиц, тех, кто до этого работал в правоохранительных органах. Их можно допускать к назначению, скажем, спустя пять лет после окончания прежней службы.

Наверное, те же правила разумно ввести и для сотрудников всех государственных органов в целом. Это связано с тем, что работа там предполагает довольно серьезную профессиональную деформацию, «прогосударственный подход», что не может не помешать беспристрастному рассмотрению дела.

Автор — партнер юридической фирмы «Пепеляев групп», профессор Российской школы частного права, действительный государственный советник юстиции II класса. Участник рабочих групп по модернизации Гражданского кодекса РФ. [досье]

Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности мировых судей в Российской Федерации

Омельченко, А. И. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности мировых судей в Российской Федерации / А. И. Омельченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47986/ (дата обращения: 03.03.2022).



Ряд ученых, законодатель, члены судейского сообщества выражают различные мнения о требованиях, предъявляемых к кандидатам на должности мировых судей. Так, законодатель устанавливает возрастной ценз — 25 лет, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Однако некоторые ученые говорят о том, что возрастной ценз может быть снижен, этого мнения придерживается В. В. Дорошков «… возраст для занятия должности мирового судьи может быть существенно снижен. Лица, достигшие 22 лет, вполне обладают необходимыми знаниями и опытом в сфере предстоящей деятельности». [1, с. 117].

Однако, как показывает практика лица, достигшие 25 летнего возраста и имеющие стаж работы по юридической специальности 5 лет не всегда способны самостоятельно принимать судебные решения.

На наш взгляд, следует брать пример с судебной системы Англии, в которой судьей может стать лица, достигшие 35–45 лет, имеющие стаж работы от 10 до 20 лет в качестве независимого адвоката, выступали в роли истца и ответчика в судах и т. д., и поднять возрастной ценз до 35 лет, а стаж работы до 10 лет.

Это обусловлено тем, что человек к 35 годам становится более зрелым, мудрым, в обществе приобретает авторитет, к принятию решений относится более взвешенно и обдуманно. Наличие обязательного стажа в адвокатской деятельности позволит обеспечить опыт будущего судьи в условиях состязательного процесса [2, с. 157].

Дискуссионным остается вопрос о месте работы, в котором кандидаты набирают необходимый стаж.

Закон о статусе судей Российской Федерации устанавливает, что в стаж работы входит трудовая деятельность кандидата на государственных должностях, требующих высшего юридического образования, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях, а также в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса [3, ст. 4 п. 5]. Некоторые члены судейского сообщества, такие как Гришин С. [4, с. 23–25], Жеребцов А. [5], выражали свою обеспокоенность по вопросу места работы кандидата, к примеру следователь Следственного комитета Российской Федерации и помощник мирового судьи какого-либо судебного участка имеют одинаковые возможности на участие в конкурсе. Таким образом, законодательство закрепляет, что в стаж работы по юридической специальности включается любая деятельность, которая требует юридического образования. Требование о 5 летнем стаже носит условный характер, поэтому его нельзя воспринимать как гарантию наличия у претендента умений и навыков, которые в последствии позволят ему с начала работы осуществлять правосудие на высоком профессиональном уровне. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо установить требование о уровне профессиональной подготовки кандидатов на должность судьи, это обеспечит наличие у претендентов необходимых глубоких теоретических познаний в области права, в действующем законодательстве как федеральном, так и субъектов.

Как показывает практика немногие мировые судьи поддерживают и совершенствуют свои знания и навыки, безусловно, загруженность мировых участков делами, нехватка времени играет огромную роль в этом. Председатель Верховного Суда РФ В. М.

Лебедев на VI Всероссийском съезде судей обозначал среди проблем судебной системы кадровую проблему «..Сегодня 30 % кандидатов, претендующих на должность федерального судьи, не выдерживают экзамена…» [6]. Яковлев В. Ф.

Читайте также:  Классификация объектов гражданских правоотношений

тоже высказывал озабоченность качественным составом судей: «Требуется усиление кадрового состава и специалистов.

Уходят опытные кадры в силу достижения предельного возраста, болезней… Нам бы хотелось, чтобы молодые люди, которые к нам при ходят, были подготовлены лучше их предшественников, потому что они должны работать на более высоком уровне. Но, к сожалению, я бы не сказал, что среди молодых талантливых юристов наблюдается тяга к судебной работе. И это нас очень заботит…».

По нашему мнению, решить вопрос о повышении квалификации подготовки мировых судей возможно посредством проведения обязательной специальной профессиональной подготовки, закрепление такого положения может посеять ряд проблем.

Первая проблема-источник финансирования обучения, поскольку данное положение будет способствовать проведению судебной реформы в России, обучение судей необходимо проводить за счет федерального бюджета. Следующим вопросом является время проведения обучения: до или после сдачи экзаменов.

По данному вопросу мнения ученых различны: одни авторы считают, что вначале необходимо обучить кандидатов и только потом допускать их к сдаче экзамена, другие напротив утверждают, что кандидат должен сначала сдать экзамен и получить рекомендации квалификационной коллегии судей субъекта РФ, и только потом пройти обучение.

На наш взгляд, вторая точка зрения более обоснована, поскольку при первом подходе образование получат и те, кто не соответствует требования к кандидатам или впоследствии не сдадут экзамен, не получат рекомендации квалификационной коллегии судей субъекта РФ, а также для осуществления первой точки зрения необходимы значительные финансовые вложения, увеличение педагогического состава учреждения. Возникает еще один вопрос: все ли кандидаты должны проходить обучение? По нашему мнению, обучаться должны все кандидаты, однако необходима разработка специальных учебных планов и программ. В обоснование этого тезиса приведем пример: кандидат имеет стаж 10 лет в органах прокуратуры, в соответствии с этим он не обладает достаточными навыками для работы мировым судьей, поэтому он должен пройти обучение по сокращенной программе, которая даст ему дополнительные теоретические правовые знания, практические навыки по ведению судебного процесса, составлению и подготовки процессуальных документов.

Следующим немало важным вопросом является проблема содержания обучения. Опираясь на род деятельности мировых судей, учебную программу необходимо разделить на три этапа.

Первый этап будет включать в себя углубленное изучение судебной практики, вырабатывание практических навыков ведения судебного процесса, составления процессуальных документов. Второй этап будет содержать профилированную практику.

А третий необходимо посвятить психологическому тестированию, это позволит проверить кандидата по основам психологии, юридической психологии. По завершению трех этапов, по нашему мнению, кандидату необходимо сдать экзамен, и в случае его успешной сдачи получить диплом.

Автору остается надеяться о том, что рассмотренная выше точка зрения найдет должное применение в практике и в последующем скажется на качестве рассмотрения дел положительным образом.

Необходимо отметить, что введение такого критерия, как принадлежность по происхождению или проживанию кандидата к тому субъекту, в котором он претендует на должность судьи, обеспечило бы личную заинтересованность в эффективной и качественной работе.

Помимо возрастного ценза и стажа работы к кандидатам на должность мирового судьи предъявляются требования о наличии высшего юридического образования, а также отсутствия порочащих поступков, наличие рекомендации надлежащего субъекта Федерации, кандидат должен не иметь судимости, либо уголовное преследование в отношении его было прекращено по реабилитирующим основаниям, не иметь гражданства иностранного государства, вида на жительство либо другого документа, который подтверждает право постоянного проживания гражданина на территории иностранного государства, должен быть полностью дееспособным, не состоять на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере, не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи [7, с. 1758].

В условия новой образовательной программы, предусматривающей наличие трех «ступеней» высшего образования: бакалавр, магистр дипломированный специалист, становится актуальным вопрос о научной степени кандидата, претендующего на должность мирового судьи.

К сожалению, законодательство не конкретизирует этот вопрос, однако высшей квалификационной коллегией было дано разъяснение, в котором разъяснено, что степень «бакалавр» недостаточна для назначения на должность судьи.

Однако в письме Минобразования не указаны препятствия для назначения на должность судьи лица, имеющего степень «бакалавра» [8]. В сложившейся ситуации возникает вопрос о правомерности разъяснения квалификационной коллегией судей.

По нашему мнению, при выборе кандидатов приоритет надо отдавать умением лица применять на практике знания и умения разбираться в конфликтных ситуациях, а также наличие у него деловых и этических качеств.

Таким образом, на наш взгляд, проблема профессионализма мировых судей наиболее актуальна в современной России, ее решение прежде всего заключается в повышенных требованиях к кандидатам на должность судьи, постоянном самосовершенствовании знаний, а также правильной организации работы.

Литература:

  1. Дорошков В.В Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности — М.. Норма- 2004.- С. 117
  2. Маркова Н. Л. К вопросу о требованиях к кандидатам на должность мировых судей / Вестник Тюменского государственного университета — 2008. — С. 157

Порядок назначения на должность нотариуса в Российской Федерации

Современное российское законодательство предъявляет особые требования к лицам, претендующим на должность нотариуса, это – знание норм иностранного и международного частного права, судебной практики, умение их толковать и применять в профессиональной деятельности и т.д.

Порядок учреждения должности нотариуса, порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса и наделение нотариуса полномочиями предусмотрены ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы).

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.

Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Данный порядок предусмотрен Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.07.1997 №19-01-19-97.

Целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Конкурс объявляется распоряжением территориального органа не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в трехдневный срок с момента издания распоряжения извещается нотариальная палата.

Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса.

Для проведения конкурса приказом территориального органа образуется конкурсная комиссия в количестве 8 человек. Комиссия создается из равного количества работников территориального органа и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 5 членов комиссии.

Кандидатуры от нотариальной палаты для включения в состав конкурсной комиссии представляются нотариальной палатой в территориальный орган в 15-дневный срок с момента извещения палаты об объявлении конкурса.

Если в указанный срок в территориальный орган не поступили сведения о включении в состав комиссии членов нотариальной палаты, руководитель вправе утвердить состав конкурсной комиссии с соблюдением условия равенства представителей от территориального органа и нотариальной палаты.

Персональный состав конкурсной комиссии утверждается приказом территориального органа, о чем извещается нотариальная палата.

Председателем конкурсной комиссии является руководитель территориального органа или его заместитель. Для обеспечения работы комиссии (регистрация и прием заявлений, формирование дел, ведение протокола конкурсной комиссии и др.) назначается секретаря комиссии из числа членов комиссии.

  • Порядок работы конкурсной комиссии определяется председателем конкурсной комиссии.
  • Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется в средствах массовой информации и вывешивается в общедоступных местах в зданиях территориального органа и нотариальной палаты.
  • К участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности.

Лица, получившие лицензию, но не приступившие к работе в должности нотариуса в течение трех лет, могут быть допущены к конкурсу только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает независимо от срока получения лицензии.

Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают заявление секретарю конкурсной комиссии. Заявление регистрируется в специальном журнале с присвоением порядкового регистрационного номера.

  1. При подаче заявления лицо, желающее принять участие в конкурсе, должно представить нотариально засвидетельствованные копии следующих документов:
  2. — диплома о высшем юридическом образовании;
  3.  — трудовой книжки;
  4.  — лицензии на право нотариальной деятельности, а также листок по учету кадров установленной формы с фотографической карточкой кандидата.
  5. При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность.
  6. Конкурсант может представить другие документы или их нотариально засвидетельствованные копии, характеризующие его профессиональную юридическую подготовку.

Проверка представляемых документов осуществляется секретарем конкурсной комиссии. Подлинники документов возвращаются заявителю в день их представления, а копии указанных документов формируются в дело.

Прием документов производится в срок, установленный распоряжением территориального органа. По истечении данного срока документы не принимаются.

На основании представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в конкурсе. Кандидат не допускается к участию в конкурсе при несвоевременном либо неполном предоставлении вышеуказанных документов.

Список лиц, допущенных к участию в конкурсе, вывешивается в зданиях территориального органа и нотариальной палаты не позднее семи дней до начала проведения конкурса.

В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности.

Читайте также:  Как правильно расследовать алкогольное опьянение на рабочем месте

Оценка кандидатов производится по 10-балльной системе.

По итогам оценки каждый член конкурсной комиссии выставляет конкурсанту соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень, приобщаемый затем к протоколу заседания конкурсной комиссии. В конкурсном бюллетене каждым членом комиссии должна быть кратко изложена мотивировка, послужившая основанием для принятия решения о соответствующей оценке качеств конкурсанта.

После оценки всех участников конкурса и подсчета, набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет лиц, победивших в конкурсе. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов.

Мировые судьи: компетенция, требования, предъявляемые к кандидату в судьи, порядок назначения (избрания) на должность мирового судьи и особенности прекращения или приостановления полномочий

Мировые судьи в Российской Федерации в соответствии со ст. 1 ФЗ «О мировых судьях в РФ» являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», иными федеральными конституционными законами, ФЗ «О мировых судьях в РФ» и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

 Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом РФ «О статусе судей в РФ» и иными федеральными законами. Компетенция мирового судьи регламентирована ст. 3 ФЗ «О мировых судьях в РФ».

Мировой судья единолично рассматривает в первой инстанции:

  • уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трёх лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ;
    дела о выдаче судебного приказа;
  • дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  • дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • дела об определении порядка пользования имуществом;
  • дела об административных правонарушениях, отнесённые к компетенции мирового судьи

Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ.
Кроме того, мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек.

В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

В соответствии с ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ» на территории городов и районов Оренбургской области созданы 112 должностей мировых судей и судебных участков.

Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесённые к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом РФ «О статусе судей в РФ» предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учётом положений ФЗ «О мировых судьях в РФ». Так, в соответствии со ст.

6 Закона Оренбургской области «О мировых судьях в Оренбургской области»: мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, имеющий возможность по состоянию здоровья осуществлять правосудие, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей Оренбургской области.

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей Оренбургской области освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет.

По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

Мировые судьи в Оренбургской области назначаются на должность решением Законодательного собрания Оренбургской области по представлению председателя Оренбургского областного суда, согласованным с губернатором Оренбургской области.

Решением Законодательного собрания Оренбургской области кандидату на должность мирового судьи может быть отказано в назначении на должность в случае его несоответствия установленным законом требованиям и ограничениям, подтверждённым конкретными доказательствами. С рок полномочий мирового судьи при назначении на должность составляет три года.

По истечении этого срока при повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается на десять лет в порядке, установленном для первоначального назначения, за исключением сдачи квалификационного экзамена.

В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи – 70 лет.

Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом РФ «О статусе судей в РФ», с учётом требований ст. 8 ФЗ «О мировых судьях в РФ».

 Полномочия мирового судьи в Оренбургской области могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей Оренбургской области в случаях и порядке, которые установлены Законом РФ «О статусе судей в РФ».

 При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда.

Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством РФ и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ.

Аппарат мирового судьи Оренбургской области предназначен для непосредственного обеспечения деятельности мирового судьи и состоит из главного специалиста (помощника мирового судьи), ведущего специалиста (секретаря мирового судьи), специалиста первой категории (секретаря судебного заседания). В целях технического обеспечения деятельности мирового судьи в штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям. Структура и предельная штатная численность аппарата мирового судьи утверждается губернатором Оренбургской области.

Штатное расписание и должностные инструкции аппарата мирового судьи утверждаются приказом председателя комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области.

Мировой судья по отношению к работникам аппарата наделён полномочиями руководителя, за исключением права приёма на государственную службу и увольнения с неё.

 Материально-техническое обеспечение, обеспечение транспортными средствами, а также организация строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений мировых судей осуществляет комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области.

Подбор и расстановку кадров аппарата мирового судьи, непосредственно обеспечивающих судебную деятельность, приём их на государственную службу осуществляет комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области на конкурсной основе, если иное не предусмотрено федеральным законом, из числа кандидатур, представляемых мировым судьей. Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области создаётся указом губернатора Оренбургской области и действует на основании утверждённого им положения. Структура и предельная штатная численность данного комитета утверждаются губернатором Оренбургской области. Финансирование расходов по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей, расходов по содержанию аппарата мирового судьи и комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области предусматривается ежегодно отдельной строкой в областном бюджете Оренбургской области.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *