В соответствии с действующими законами РФ, сезонная смена не прописывается конкретными временными рамками.
С другой стороны, нормы Таможенного Союза обязывают автомобилистов с 1 декабря по 1 марта во время зимнего сезона использовать соответствующие покрышки. Это вызвано заботой о безопасности всех участников движения.
Владельцам авто из разных регионов России важно разобраться, с какого числа переобувать своего «железного коня».
С какого и до какого числа нужно менять резину на зимнюю в россии – как правильно по закону 2022 года
Среди автомобилистов существует негласное правило, согласно которому смену резины нужно проводить, ориентируясь на среднесуточную температуру окружающего воздуха. Если она держится около пяти градусов тепла, а ночью бывают заморозки, то нужно переходить на зимние покрышки.
Использовать летний вариант покрышек при таких условиях достаточно опасно, поскольку резина грубеет, теряя сцепление с дорожным покрытием. При понижении температуры в течение суток авто с такими протекторами может неожиданно потерять управляемость на скользкой поверхности.
К сожалению, не все владельцы автомобилей придерживаются таких правил. Некоторые из них ждут первых морозов или календарного начала зимы.
Зачем менять резину – что говорит закон
В соответствии с технически регламентом Таможенного Союза «О безопасности ТС», эксплуатация транспортных средств, которые не укомплектованы зимними шинами, в период с декабря по конец февраля запрещена (пункт 5.6.3).
Время зимней эксплуатации зависит от региональных погодных особенностей, поэтому в разных областях России рекомендованный интервал использования зимних шин отличается.
Во многих населенных пунктах равнинной местности владельцы ездят до первых морозов на летней резине. В горной и холмистой местности устанавливать зимние протекторы нужно заранее. Здесь обледенение может застать водителя врасплох. На затвердевших летних шинах машина при таких условиях резко потеряет управляемость. Зимний протектор обеспечит возможность преодолеть трудные метры подъема.
Зимой можно устанавливать протекторы с шипами или без них. Всесезонные шины можно использовать только в тех случаях, когда на них наносится маркировка «М+S», «M&S» или «M S». Такая резина предназначается для движения по льду, снегу и грязи, поэтому при зимних условиях эксплуатации передвигаться на них достаточно комфортно и безопасно.
Встречаем 3 новых штрафа для водителей с апреля-июня 2021 года Уже с первого дня лета в России начинают действовать новые более жесткие ограничения в правилах дорожного движения. Вступают в силу штрафы за использование резины не по сезону и неправильный проезд…
Сроки замены по Москве
В соответствии с последней редакцией правил дорожного движения, в Москве и области переходить на зимнюю резину следует до 1 ноября. Это требование является обязательным для водителей всех транспортных средств. Данное правило основывается на положениях Таможенного Союза, которые акцентируют внимание на безопасности колесных транспортных средств.
Чаще всего здесь с середины октября температура опускается до 5 градусов по Цельсию, а ночью наступают заморозки. Заблаговременная сезонная смена шин эффективно предотвращает неприятные ситуации на дорогах при резких перепадах температур. Если при этом использовать европейские шины «липучки», то износ протектора будет минимальным.
Категорически не рекомендуется ездить на асфальте на протекторах с шипами, поскольку они могут повредиться.
Переходить на зимнюю резину в Москве рекомендовано с 16 по 22 октября 2022 года.
Когда переобуваться в регионах
Срок эксплуатации зимней резины по разным областям и климатическим зонам России отличается. Например, для Сибири вполне естественно устанавливать шины с шипами уже с сентября.
Для Сочи такую резину уместно использовать только с календарным началом зимы. В Новосибирске, Перми, Иркутске менять резину рекомендуется с 10 по 15 октября. Это напрямую зависит от климатических условий конкретного временного промежутка.
Зачастую переобуть свое транспортное средство заранее является вполне оправданным решением.
Здесь уже можно ориентироваться на общепризнанные температурные показатели. Это связано с тем, что состав летней и зимней резины отличается кардинальным образом. В первом случае при низких температурах шина затвердевает, ее сцепление с дорожным покрытием снижается до минимума. При таких обстоятельствах автомобиль может полностью выйти из-под контроля.
Ходовые качества зимней резины при высоких температурах заметно ухудшаются.
Летом машина на таких покрышках теряет курсовую устойчивость, тормозной путь увеличивается, расход топлива растет.
5 удивляющих фактов о советских покрышках Эпоха Советского Союза у многих людей ассоциируется с тотальным дефицитом. Из-за недостатков плановой экономики, отсутствия продвинутых технологий производства каждый человек сталкивался с дефицитом…
Что будет, если не переобуть летние покрышки
Технический регламент Таможенного Союза уже с 1 января 2015 года прописал порядок использования сезонных шин. Законодательно вводится обязательное использование зимней резины с декабря по февраль включительно.
С другой стороны, каждый регион может корректировать временные рамки самостоятельно. Это напрямую зависит от погодных условий конкретного года. До сих пор административного наказания за нарушение установленных правил не предусмотрено.
На уровне правительства чиновники разрабатывали законопроекты, предусматривающие за использование резины не по сезону штраф 2000-10000 рублей. Несмотря на это, изменений в КоАП РФ внесено не было.
Только при очень большом желании, инспектор дорожной полиции может выписать штраф в категории прочих нарушений. Его размер будет составлять 500 рублей.
С другой стороны, использование протекторов с шипами ограничено законом. На них можно ездить максимум до 1 июня при условии холодной погоды. Что касается летней резины, то на ней по закону можно ездить только до 1 декабря. За нарушение таких требований предусматривается штраф 500 рублей (часть 1 статьи 12.5 КоАП). Отдельные регионы Российской Федерации с более жестким климатом имеют свои ограничения.
Сколько реально служит зимняя резина — мнение экспертов 2021 года По сравнению с летними шинами зимняя резина является более мягкой, поэтому и служит меньше. На ее долговечность влияют различные факторы. Влажность, низкие температуры, химические вещества на дороге…
По состоянию на 2021 год административное наказание за использование неподходящей сезону резины не предусмотрено. Законодательные акты, которые прописывали бы штрафы, пока не приняты даже в первом чтении. Таких штрафов сейчас попросту не существует. Владельцы автомобилей по своему усмотрению переобувают свое транспортное средство.
Для средней климатической полосы России естественно производить сезонную смену шин до 15 октября. Эта дата совпадает с началом отопительного сезона. Зачастую водители ориентируются на конкретные погодные условия.
Среди водителей широкое распространение получило словосочетание «лысая резина». Здесь имеется в виду практически стертый протектор. Согласно правилам дорожного движения, использование таких шин может привести к штрафу 500 рублей (статья 12.5 КоАП РФ). При удачном стечении обстоятельств можно отделаться предупреждением.
Остаточная высота рисунка протектора для легкового авто в норме не должна быть меньше 1,6 мм. В ближайшем будущем планируется увеличить сумму штрафа. Поскольку по вине «лысых шин» зимой происходит множество аварий.
Покрышки с шипами нужно устанавливать на все четыре колеса. Здесь нельзя ограничиваться только одной осью. Кроме того, на одном погонном метре не должно быть больше 60 шипов.
За управление авто с такими покрышками без знака «Шипы» раньше предусматривалось административное наказание в виде штрафа 500 рублей, сейчас наклейка не является обязательной.
На практике эксплуатационный ресурс зимней резины составляет примерно 30000 километров пробега. Теоретически, изношенные шины можно использовать летом, но сцепление с поверхностью дороги все равно будет достаточно плохим.
Нужно ли обкатывать зимнюю резину Практически каждый опытный водитель знает, что только что приобретенная резина (особенно зимняя) нуждается в предварительной обкатке. Поэтому позаботиться о зимних шинах стоит заранее, еще до…
Таким образом, в центральной полосе России производить смену летней резины на зимнюю рекомендуется до 15 ноября. Кроме того, можно ориентироваться и на среднесуточную температуру. Если она не превышает 5 градусов тепла по Цельсию, то машину пора «переобувать».
Загрузка… Будьте в курсе АВТО-новостей — подписывайтесь на канал в Яндекс.Дзене
Сроки замены летней резины на зимнюю: при какой температуре "переобувать" автомобиль — Услонское МО Зиминского района
В России каждый регион индивидуален погодными условиями, которые ежегодно меняются до неузнаваемости.
В одном регионе, благодаря климату, температура всю зиму может не опускаться ниже ноля, а на расстоянии нескольких тысяч километров воздух не прогревается выше -30 Со. В следующем году ситуация запросто может измениться.
В связи с этим каждый водитель с приходом весны уже начал задаваться вопросом: когда можно переобувать машину на летнюю резину в 2020 году и чем лучше руководствоваться?
Как требует закон
Если быть максимально точным, то правила о смене автомобильных покрышек прописаны только в технических регламентах. Они, в свою очередь, законом не являются. Сотрудники ГИБДД сегодня имеют право измерять только высоту протектора, но не более того.
В регламенте написано: «Запрещено эксплуатировать машину, укомплектованную резиной с шипами против скольжения в летний период, а именно: с июня по последнее число августа». Это пункт ТР ТС «О безопасности колесных ТС» 018/2011.
По предварительным данным, власти подготавливают законопроект, который будет соответствовать регламенту и обязывать каждого водителя менять резину в соответствии с сезоном.
Ориентируемся на погодные условия
Именно погодные условия смогут точно подсказать автовладельцу, когда можно переобувать машину на летнюю резину в 2020 году. Нормой считается, когда устанавливается среднесуточная температура со значением в +5 Со.
Однако опытные водители советуют дождаться среднесуточных показателей в +10 Со. Особенно это касается тех, кто совершает поездки за город по трассе. На этих участках особенно опасно передвигаться на летних шинах тем, кто переобул их раньше положенного срока.
Помимо значений термометра, важно учитывать следующее:
- наличие снега;
- степень обледенения дорожного покрытия;
- предварительный прогноз погоды;
- общее техническое состояние машины.
Лучше ездить на «шипах» или на комплекте резины, предназначенной для зимы, немного дольше положенного срока, чем остаться пешеходом, если вдруг наступят нежданные заморозки.
В связи со всем вышесказанным, пока не ввели в действие новые законопроекты и административные наказания за езду на «шипах» или «зиме» в летний период, каждый владелец должен переобувать свой автомобиль, согласно опыту и имеющимся знаниям. Тем же, кто эксплуатирует машину первый год, лучше спросить совета у профессионалов.
Сроки перехода в зависимости от маркировки и типа шин
Переход с зимней резины на летнюю по закону не имеет конкретных дат, а вот если опираться на регламент, то смена покрышек должна осуществляться в зависимости от маркировки и типа шин:
- летнюю резину, не имеющую значков М&S, можно использовать с марта до ноября;
- зимние шипованные комплекты с маркировкой М&S можно использовать с сентября до мая;
- зимние шины без шипов с выбитым обозначением М&S можно использовать круглый год.
Согласно различным опросам и статистике, при смене колес маркировку и тип шин никто не учитывает. Для многих водителей такие значения не то что непонятны, они даже не догадываются об их существовании.
Существуют ли штрафы за езду летом на зимней резине
Сегодня никаких штрафов и ответственности за езду на шипованной резине в летний период не предусмотрено, однако по данной теме ведутся активные споры уже не первый год.
Водители уверены, что власти скорее заботятся не о том, как сделать правила дорожного движения более безопасными, а как пополнить государственную казну. Чаще всего споры в этом плане касаются именно зимней резины.
Представители закона, со своей стороны, руководствуются тем фактом, что шипы на резине портят дорожное полотно, разогретое солнечными лучами в теплое время года.
Специалисты напоминают всем, что использовать зимнюю резину в жару невыгодно и опасно в первую очередь для владельцев. Она мягкая по составу. Под воздействием высоких температур истирается быстро. Ее устойчивость на дороге в условиях летнего дождя хуже.
Нюансы смены зимней резины на летнюю
Доставая из гаража комплект летних шин, перед установкой его нужно внимательно осмотреть. Эксперты советуют самую изношенную пару монтировать на ведущую ось. Это актуально только для заднеприводных машин. Такой прием может позволить избежать заноса на мокрой дороге, так как глубокий рисунок протектора лучше всего “сцепляется” с асфальтом.
Специалисты технических сервисных центров при использовании колес рекомендуют каждый сезон менять попарно их местами. Запаску тоже необходимо учитывать.
Не нужно забывать про балансировку. Ее следует проверять. Таким образом можно продлить срок эксплуатации шин и разгрузить следующие системы:
Необходимо запомнить, что независимо от типа привода, новые покрышки всегда нужно устанавливать сзади. И главное: не забывайте о запасном колесе. Оно вас выручит в самый неподходящий момент.
Итоги
Какого числа менять зимнюю резину на летнюю — закон не регламентирует. В южных регионах условным периодом считается середина апреля. В северных широтах временной промежуток может сдвигаться на 2 – 4 недели.
Также нужно опираться на технический регламент, требования региональных органов и среднесуточные показатели погоды. Ведь самое главное — это безопасность ваша и пассажиров, а не стоимость новой резины.
Когда вы меняете обычно зимнюю резину на летнюю?
Источник:
Сроки замены зимней резины на летнюю в 2019 году
Сезонная смена резины: законодательство
По закону РФ замена шин на колесной технике не регламентируется. Однако время, когда нужно заменить летнюю резину на зимнюю в 2022 году, ограничено нормами Таможенного союза. Положение 2011 г, о безопасности колесных ТС принуждает водителей использовать снежные покрышки во время зимнего сезона – с первого Декабря по 1 Марта.
Учитывается, что для каждого региона срок постановки автомобиля на соответствующие покрышки может быть перенесен. К примеру, в Санкт-Петербурге, замена осуществляется уже 1 Ноября. Сочинский регион по новому стандарту переходит на зиму в Декабре.
Когда нужно менять резину на зимнюю по закону в России в 2022 году
Современное законодательство Российской Федерации не предусматривает наказания за установку колес не по сезону. Если же руководствоваться регламентом Таможенного союза об эксплуатации колесных ТС. Ретивый сотрудник ГИБДД может выписать административное взыскание в размере 500 руб.
В документе указывается, что летнюю резину необходимо менять на зимнюю не позднее 1 Декабря и использовать ее весь период заморозков (до начала Марта). Таким образом, по правилам дорожного движения соответствующие покрышки должны стоять с первого числа зимнего месяца.
Важным фактором является возможность увеличения срока эксплуатации покрышек в большую сторону в отдельных регионах. Таким образом в Сибири надо ставить шипованные покрышки уже в Сентябре, а в Сочи подобную версию положено монтировать только в Декабре.
Отдельно можно выделить температурные ограничения, тем более, что 90% автомобилистов пользуются именно ими. По наблюдениям пользователей, наиболее оптимальным является момент времени, когда средняя суточная температура опускается до +5˚С.
При какой температуре можно поменять зимнюю резину на летнюю по закону
Законы и правила дорожного движения РФ не ограничивают автолюбителей по температуре окружающей среды – это делает состав покрышек. Зимняя резина сконструирована таким образом, что во время нагрева, ее ходовые качества снижаются. Летом на снежных покрышках машину начинает носить, протектор быстро изнашивается, увеличивается тормозной путь.
Негативные факторы начинают проявляться уже на пороге +7+10 градусов Цельсия. Таким образом устанавливать летние покрышки требуется в момент полного стаивания снега и установления стабильной погоды с положительным показателем температуры воздуха.
Законность установки шин большего размера
Каждая машина комплектуется колесами определенного типоразмера. В некоторых моделях можно встретить несколько вариаций. К примеру, завод предлагает купить авто со скатами R15/16/17 в заводской комплектации. В этом случае, если у клиента в распоряжении самый маленький размер, он беспрепятственно может устанавливать катки увеличенного диаметра, допустимые заводом, без негативных последствий.
Монтаж колес увеличенного типоразмера (больше предельно допустимой нормы) приносит водителю больше проблем, чем выгоды. Дополнительно – это запрещено на законодательном уровне. Технический регламент Таможенного союза жестко ограничивает эксплуатацию колес, не соответствующих технической документации производителей колесных ТС.
Просто говоря – запрещено использование автомобильных дисков и покрышек, не предусмотренных заводом. Сюда относятся внушительные катки, разварки и прочий тюнинг.
Обязательно ли ставить зимнюю резину по закону
Некоторые пользователи задаются вопросом – есть ли штрафы за езду зимой на летней резине. Они предусмотрены. Согласно документам, действующим на всей территории РФ, необходимо поменять покрышки до 1 Декабря. В отдельных регионах перейти с лета на зиму необходимо раньше, что прописывается местными органами власти.
При несоблюдении условий, автомобилисту грозит штраф в размере 500 рублей и повышенная опасность на дороге.
Совет или закон? «Зимние» шины с точки зрения регламентов и здравого смысла
Ко всем статьям 19 октября 2021
Сезонное переобувание машин в нашей стране формально выглядит обязательным. Но, как оказалось, рекомендации шинных производителей при выборе зимней резины куда требовательнее норм закона. Какие зимние шины считать «правильными» и что грозит за езду на летних покрышках в холодный сезон, выясняем в материале Mafin Media.
В обиходе требования вовремя переобуть машину называют Законом о зимней резине, хотя такого нормативного акта на самом деле не существует. Зато есть технический регламент Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» с регулярно обновляемыми изменениями и дополнениями.
В этом документе подробно расписаны определения транспортных терминов, требования к безопасности и процедура их оценки, формы документов и т. д. Нас же интересует пункт 5.5 Приложения № 8:
В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.
Отличный от указанного в абзаце первом настоящего пункта период может быть установлен законодательством государства — члена Евразийского экономического союза в связи с характерными для государств — членов Евразийского экономического союза климатическими и географическими факторами.
Прежде всего обратим внимание на сезонность. Нормативный документ предписывает использовать зимние шины лишь в календарные зимние месяцы, а шинные производители настоятельно рекомендуют руководствоваться показателями среднесуточной температуры (подробнее об этом мы рассказывали в материале о правильном выборе шин под автомобиль, регион и водительские навыки).
По мнению экспертов, отправляться на шиномонтаж стоит, когда значение на термометре упадет ниже +7 °С. Получается, что закон сейчас слишком лояльный и гораздо безопаснее следовать советам шинников.
Теперь взглянем на категории транспорта:
Категория M1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.
Другими словами, речь идет о легковых автомобилях, кроссоверах и минивэнах, подпадающих под водительскую категорию В, и о самом большом сообществе автовладельцев.
Категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.
А здесь говорится о небольшом легкогрузовом транспорте: всевозможных развозных фургончиках, компактных грузовичках и прочих автомобилях, подходящих под указанные массогабаритные параметры.
Повнимательнее рассмотрим очень важный для нас пункт 5.6.3:
[Шина считается непригодной к эксплуатации при] остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее , а также маркированных знаками «М+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии — не более 4,0 мм.
Обратите внимание, в пункте 5.6.3 изложены почти все критерии, по которым шину формально можно отнести к «зимней» категории и установить ее пригодность к эксплуатации на дорогах общего пользования.
Знак «M+S» (и его варианты) означает «Mud and Snow», указывая на способность шины грести в грязи и снегу. В некоторых странах (обычно с мягким климатом) этого уже достаточно, чтобы допустить автомобиль к зимней эксплуатации, но в наших широтах подход строже.
В странах Таможенного союза на шине также должна стоять пиктограмма 3PMSF, то есть «Three-Peak Mountain Snow Flake» — это и есть пресловутый знак «в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее». С ним шина окончательно считается «зимней» и не может вызвать претензий у самого придирчивого дорожного инспектора — но только не у шинных экспертов.
Снова отсылаем читателей к предыдущему материалу, где детально расписаны различия между так называемыми шинами для мягкой и суровой зимы.
Получается, что шины для «европейских» зимних дорог (а также некоторые всесезонные модели), украшенные знаками «M+S» и 3PMSF, формально не вызовут нареканий даже в насквозь промороженном заполярном городе, однако там на дорогах они будут не столь надежны, как «арктические» модели, особенно шипованные.
Так что, опять же, рекомендуем не подходить к выбору резины формально, а учитывать ездовые и температурные особенности конкретных моделей шин и рекомендации их производителей.
Итак, в качестве основополагающего нормативного документа мы опирались на упомянутый Технический регламент, однако, по сути, это лишь набор требований, пусть и жестких. А надзирать за порядком и наказывать призван другой нормативный акт, на который равняются и органы внутренних дел, и водители.
Это Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации — статья 12.5. «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак „Инвалид“».
На момент выхода этого материала действующие нормы КоАП РФ не предусматривали ответственности за нарушение требований Технического регламента Таможенного союза. Так что в ближайшее время выписать вам штраф за резину не по сезону страж правопорядка не может.
Актуальные неполадки, неисправности и прочие прегрешения перед кодексом прописаны в приложении к Правилам дорожного движения — «Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», точнее в пункте 5 «Колеса и шины»:
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
Это все, что касается зимней резины в строгих официальных документах. Как мы видим, про глубину протектора у шин здесь не забыли, а вот предписать сезонную замену не удосужились.
Однако уже создан очередной проект постановления Правительства о внесении изменений в ПДД РФ, где требования технического регламента к сезонной резине собираются учесть в полной мере, и эти поправки могут принять в ближайшее время. В любом случае рекомендуем не выезжать зимой на летних шинах, а при необходимости переобуться в снегопад — вызывать мобильный шиномонтаж. Безопасно и законопослушно.
А пока что жизненный опыт и здравый смысл водителей в нашей стране существенно опережают темпы законотворчества. Подавляющее большинство автовладельцев меняет резину по сезону активно, совершенно добровольно и при этом старается учитывать параметры надежности и безопасности. А значит, к юридическим коллизиям мы готовы заранее.
Вопрос шипом: какие шины выбрать и когда менять
Водителей предупреждают о заморозках, но нужно ли срочно ехать на шиномонтаж? Какие шины лучше выбрать и как сэкономить? «Известия» опросили экспертов в канун ежегодного «дня жестянщика».
За летнюю резину хотят штрафовать
В пресс-службе столичной ГИБДД обратились к автовладельцам с просьбой «уже сейчас позаботиться о проверке своего транспорта на предмет технической исправности, а зимних шин — к их пригодности в использовании».
Пока ведомство может только давать рекомендации о замене шин, ориентируясь на прогноз погоды. Впрочем, недавно в МВД предложили ввести штраф за использование летней резины зимой и зимней — летом.
Если законопроект одобрят, то санкция составит 500 рублей.
Также в документе содержится примечание о том, что по решению органов исполнительной власти сроки, которые определяют зимний, а также летний периоды, могут быть увеличены.
По градусу или по дате?
На практике многие как раз ориентируются на объявления ГИБДД, рассказала «Известиями» мастер спорта международного класса по автоспорту Татьяна Елисеева. Она советует переобуваться при среднесуточной температуре воздуха +5 градусов. Для средней полосы это обычно середина октября.
Гонщик и автор книг по секретам вождения автомобиля Михаил Горбачев рассказал «Известиям», что в Москве лучше всего переобувать автомобиль около 1 ноября, независимо от погоды.
«Утром асфальт очень холодный, может быть наледь, изморозь на разных виадуках, на мостах. Из-за того что на зимних шинах вы проездите на 2–3 недели больше по асфальту, ничего не изменится, износ будет минимальным. Но достаточно одного неожиданного выпадения снега, и вы становитесь действующим лицом драмы «День жестянщика», — поделился опытом Горбачев.
Экс-пилот «Формулы 1» Сергей Сироткин советует отталкиваться не от конкретной даты, а от погоды. Не надо ждать, когда выпадет снег, считает он.
«Когда температура опускается ниже 3–5 °C, летняя резина перестает работать — она, скажем так, деревенеет. Понятно, разные составы от разных производителей чуть по-разному себя проявляют, но тем не менее такая тенденция есть.
Резина портится, когда деревенеет: в случае каких-то ударов возникают микротрещины. Поэтому, когда температура стабильно опускается ниже 5 градусов днем и до 0 ночами, то можно смело менять шины», — рассказал «Известиям» Сироткин.
Эксперт «Авторевю» Олег Расстегаев считает, что переобуваться нужно тогда, когда в прогнозе погоды появляются отрицательные ночные температуры.
Что предпочитают обувать зимой?
Согласно опросу сайта сервиса по продаже автомобилей в России «Авто.ру», подавляющее большинство российских водителей предпочитают шипованные шины фрикционным — такой ответ дали 65% респондентов. При этом аргументы в споре, что лучше, шипы или липучка, по-прежнему не исчерпаны.
«Если вы ездите только в городе, то вам подойдут фрикционные шины, без шипов. Желательно хорошего бренда. Если вы часто ездите за городом, лучше взять шипованные шины. Все байки о том, что они плохо тормозят на асфальте, — ерунда. В этом они отличаются от нешипованных минимально», — рассказал Михаил Горбачев.
Олег Расстегаев считает, что ориентироваться следует на водительские навыки. Если водитель не уверен в своем мастерстве, лучше взять шипы.
«Фрикционные шины можно выбирать, если вы уверены в своих навыках, отдаете отчет в их не лучших сцепных свойствах на льду, но готовы с этим мириться ради более комфортной, тихой езды», — подытожил эксперт «Авторевю».
Михаил Горбачев обратил внимание на то, что есть два вида фрикционных шин: европейские, рассчитанные на холодный асфальт, и скандинавские, хорошо зарекомендовавшие себя на льду и снегу. Отличить их можно по краю шины: на скандинавской шине есть резкий бортик. На европейских шинах — плавная боковина, как на летней резине.
А как насчет всесезонных шин, на которых можно ездить круглый год? Это очень компромиссный вариант, считает Сергей Сироткин.
«Если мы говорим о крайней необходимости сэкономить и можем предполагать, что зимой не будет плохой погоды, то да, почему нет. Грубо говоря, мы теряем в сцеплении на всех поверхностях: на сухой дороге, на мокрой, по снегу», — отметил Сироткин и добавил, что во всех ездовых режимах всесезонная резина будет проигрывать летней или зимней.
Можно ли сэкономить?
Если ориентироваться на тесты шин «Авторевю» и Test World, то лидирует в основном продукция Michelin, Pirelli, Continental и Nokian. Однако на лидеров придется заложить и соответствующий бюджет.
«Финские зимние шины остаются одними из лучших на рынке. При этом новые модели — самые дорогие. Благо в линейке Nokian есть шины второй линии Nordman — хороший вариант по соотношению цена/качество», — рассказал Олег Расстегаев. Михаил Горбачев, в свою очередь, советует обратить внимание на шины, сделанные по лицензии известных брендов.
Зимней резины, сделанной российскими заводами, не стоит бояться, уверен менеджер по продажам шинного центре «Шуммер» Богдан Самойличенко.
«Процесс автоматизирован, а оборудование на наших заводах новее и точнее, чем в Польше или Румынии, например. При этом шины, производимые у нас, уже давно идут на экспорт», — считает Самойличенко.
А если приобрести комплект шин с пробегом? Зимние — точно не стоит, считает Михаил Горбачев.
«У них есть формула 4×4×4. То есть глубина протектора должна быть не менее 4 мм. А подержанная шина уже превратилась практически в летнюю. Следующая цифра означает, что все 4 шины должны быть зимними и одинаковыми.
Нельзя ставить на одну ось шипованные шины, а на другую — фрикционные. Последняя цифра — 4 года. Если шина старше 4 лет, она дубеет.
И зимние шины, особенно фрикционные, которые работают за счет эластичности, превращаются из зимних во всесезонные», — отметил эксперт.
Шипы вредны для здоровья?
Против шипов недавно высказались финские ученые. Испытания в рамках программы NASTA показали, что шипованная резина в городских условиях — риск для здоровья. Она создает мелкую пыль на дороге, которая проникает в легкие человека и может вызвать рак. Ламельные зимние шины и летняя резина тоже создают пыль, но в меньшей степени.
«Действительно, уже в конце прошлого века в скандинавских странах были проведены исследования, в результате которых было доказано, что использование шипованных шин приводит к образованию мелкодисперсной пыли, осаждающейся в легких. В результате были введены ограничения массы, размеров и количества шипов. Кое-где — например, в Осло — использование шипованных шин облагается налогом», — прокомментировал исследование Олег Растегаев.
Как ездить правильно
Олег Расстегаев рекомендует обкатать зимние шины в спокойном режиме: необходимо адаптироваться к ухудшению тормозных свойств и управляемости автомобиля на асфальте. Причем это касается не только шипованных шин, но и фрикционных.
Если же непогода застала автовладельца на летней резине, нужно помнить, что по прямой машина будет разгоняться хорошо, а вот тормозить — долго, предупреждает Татьяна Елисеева.
«Оставляйте много места для торможения, избегайте поздних торможений на перекрестках, заранее давайте понять стоп-сигналом водителям сзади, что вы будете останавливаться», — советует Елисеева. В ледяной дождь на летней резине лучше вообще не выезжать, считает она.