15 сентября 2015 года вступил в силу новый законодательный акт, устанавливающий правила рассмотрения и разрешения Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел в России, — Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ).
Что это за документ и какое отношение имеет он к деятельности управляющих организаций, мы расскажем в сегодняшней статье.
Структура КАС РФ
КАС РФ был подписан Президентом РФ 8 марта 2015 года и вступил в силу 15 сентября 2015 года (за исключением отдельных положений, для которых установлен другой срок вступления в силу). Сфера применения нового кодекса — административные дела, связанные, в частности, с защитой нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций и т.п.
КАС РФ состоит из девяти разделов.
В разделе I «Общие положения» (главы 1—10) приводятся общие принципы действия кодекса, перечень дел, которые могут быть рассмотрены с применением данного кодекса, требования к составу и компетенции суда, определяются правовое положение лиц, участвующих в деле, принципы представительства и доказывания, меры предварительной защиты, процессуальные сроки, требования к расчёту и распределению судебных расходов, а также условия оповещения заинтересованных лиц о процессуальных действиях.
Раздел II «Меры процессуального принуждения» (глава 11, статьи 116—123) освещает понятие, виды, основания и порядок применения действий, применяемых к лицам, которые нарушают установленные в суде правила и препятствуют административному судопроизводству.
В III разделе, который называется «Общие правила производства в суде первой инстанции» (главы 12—20), рассказывается о процессе рассмотрения административных дел по существу: с момента подачи административного искового заявления до решения суда, приостановления производства. Этот же раздел регламентирует правила оформления определений и протоколов суда.
Список административных дел и особенности производства по ним представлены в разделе IV «Особенности производства по отдельным категориям административных дел» (главы 21—32).
Что касается условий и особенностей рассмотрения административных дел в упрощённом порядке, то они устанавливаются в разделе V «Упрощённое (письменное) производство по административным делам» (глава 33).
А раздел VI «Производство в суде апелляционной инстанции» (глава 34) посвящён апелляционному пересмотру решений, которые ещё не вступили в силу.
Производству в судах кассационной и надзорной инстанций, пересмотру действующих судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам посвящён раздел VII «Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений» (главы 35-37).
О вопросах исполнительного производства рассказывает раздел VIII «Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом» (глава 38). А порядок применения положений КАС РФ регламентируется IX разделом «Заключительные положения».
Разбирательство административных дел является открытым во всех судах (за исключением случаев, указанных в п.2 ст.11), решения объявляются публично, если только они не затрагивают права и законные интересы несовершеннолетних.
В случае, если судебное разбирательство осуществлялось в закрытом судебном заседании, суд объявляет публично только резолютивную часть решения.
Решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию.
Лицензионные требования к управляющим компаниям
Административные дела, подлежащие рассмотрению в суде
Согласно КАС РФ в суде могут быть рассмотрены в том числе и следующие административные дела:
- об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или частично;
- об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
- об оспаривании решений, действий или бездействия некоммерческих организаций, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
- об оспаривании решений, действий или бездействия квалификационных коллегий судей;
- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
Также в судах могут рассматриваться и разрешаться подведомственные им административные дела, в том числе и о/об:
- приостановке деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной НКО;
- прекращении деятельности СМИ;
- взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
- помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
- установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
- госпитализации (и о продлении срока такой госпитализации) гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина также в недобровольном порядке;
- госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
- госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.
Но положения КАС РФ не применимы к делам об административных правонарушениях, а также к производству по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ (п.5 ст.1).
ГИС ЖКХ: Из первых уст
Что важно для УК
Непосредственное отношение к управляющим организациям имеют следующие административные дела, которые согласно КАС РФ могут быть рассмотрены в суде:
- об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов (пп.2 п.2 ст.1) — таким образом, УК может в суде оспорить, например, решение ГЖИ, комиссий, муниципальных органов;
После рассмотрения административного дела судом может быть принято одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия или бездействия незаконными или же об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия или бездействия незаконными.
- об оспаривании решений, действий или бездействия НКО, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (в том числе саморегулируемых организаций) (пп.3 п.2 ст.1) — согласно этому пункту УК имеет право оспорить в суде действия регионального оператора, касающиеся, например, капитального ремонта в подведомственном МКД;
- о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (пп.3 п.3 ст.1) — за УК законодательном закрепляется возможность взыскания задолженности, связанной с обязательными платежами, например,с формированием фонда капитального ремонта.
Обратите внимание, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций оформляется в соответствии с требованиями части 1 статьи 125 КАС РФ и подписывается руководителем органа, от имени которого подано заявление. В заявлении прописываются:
- сведения, предусмотренные пунктами 1 — 3, 5 и 8 части 2 статьи 125 КАС РФ;
- наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и её расчёт;
- положения ФЗ или иного нормативного правового акта, которые предусматривают уплату обязательного платежа;
- сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;
- размер и расчёт денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.
Меры УК по воздействию на должников ЖКУ
Для граждан, не имеющих высшего юридического образования предусмотрена возможность делегирования своих полномочий законному представителю. При этом при личном участии в административном деле гражданин не лишается права на законного представителя (ст.54). Полномочия представителя должны быть подтверждены документом, подтверждающим его статус.
Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или УК по месту жительства доверителя (ст.57).
Судебная практика
Уже появилась судебная практика, в которой вопросы ЖКХ (связанные, например, с капитальным ремонтом в МКД) решаются с опорой на КАС РФ.
Так, прокурор обратился в суд в интересах неограниченного круга лиц с просьбой признать незаконным решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании МКД подлежащим капитальному ремонту. Суд по рассмотрению дела, на основании ст.
175-180, 227 КАС РФ, постановил заявление прокурора удовлетворить, признать решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда незаконным (Решение Советского районного суда г. Томска от 22 октября 2015 года № 2а-3452/2015).
Администрация городского поселения обратилась в суд с административным иском об оспаривании предписания ГЖИ об устранении нарушений действующего законодательства. Суд, руководствуясь ст. 175 — 180, 227 КАС РФ, постановил в удовлетворении иска администрации городского поселения отказать (Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 октября 2015 года № 2а-8639/15-24).
ТСЖ обратилось в суд с административным иском с требованием признать незаконным и отменить предписание, выданное отделом надзорной деятельности и профилактической работы. На основании ст.
175 — 180, 227 КАС РФ суд решил требования ТСЖ удовлетворить частично, признать незаконным пункт предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, выданного ТСЖ отделом надзорной деятельности (Решение Жигулёвского городского суда Самарской области от 5 ноября 2015 года № 2а-1791/2015).
Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!
К вопросу о системе правового регулирования административного судопроизводства в российской федерации
Библиографическая ссылка на статью:
Зверева Т.В. К вопросу о системе правового регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89410 (дата обращения: 27.01.2022).
Система правового регулирования представлена различными формами (источниками) права.
В современной юридической литературе с учетом мировой практики и исторического контекста развития правовой системы отмечается существенное разнообразие источников права, вместе с тем, к числу наиболее важных и широко известных принято относить: «правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты» [6, с. 53].
Правовое регулирование административного и гражданского судопроизводства основывается на целом ряде общих процессуально-правовых положений (состязательности, равноправия сторон, доступности правосудия, диспозитивности и др.). С.В.
Никитин отмечает, что «не случайно структура КАС РФ, ГПК РФ и АПК РФ, а также общий порядок рассмотрения административных и гражданских дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в значительной мере совпадают» [1, с. 14].
Вместе с тем, анализ положений собственно административного судопроизводства позволяет сделать вывод о том, что процедуры данной области юридических взаимоотношений обладают целым рядом особенностей.
Эти особенности связаны в первую очередь с тем, что предметом административного судопроизводства являются правовые конфликты, споры и иные дела, которые возникают в сфере публичных правоотношений.
Рассмотрение субъектного состава административного судопроизводства позволил сделать вывод о том, что участниками административных дел, с одной стороны, выступают частные лица (граждане или организации), а с другой – публичные (властные) органы или должностные лица.
При разрешении административных дел деятельность суда направлена, прежде всего, на проверку законности правовых актов и действий властных субъектов, поскольку одной из задач административного судопроизводства является укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (ст. 3 КАС РФ).
Публичный характер административных дел обусловливает особенности процессуального порядка их разрешения. Прежде всего, речь идет о более активной роли суда в процессе.
Так, в соответствии со статьей 213 КАС РФ по делам об оспаривании нормативных и индивидуальных правовых актов, а также по административным делам о защите избирательных прав суд при проверке законности спорных правовых актов или действий не связан основаниями и доводами заявленных заинтересованными лицами требований [3].
К числу особенностей процедур административного судопроизводства можено также отнести и то, что при его реализации имеются ограничения в применении примирительных процедур (ст.
137 КАС РФ) [3], в том числе соглашений о примирении сторон, а также распорядительных действий сторон (отказ от иска, признание исковых требований).
По ряду категорий административных дел заключение соглашений о примирении вообще не допускается, например, по делам об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 12 ст. 213 КАС РФ) [3].
Следует указать и на то, что по административным делам применяются специальные правила распределения обязанности по доказыванию (на властном субъекте лежит обязанность доказать законность своего спорного акта или действия). К числу специфических черт административного судопроизводства относят также возможность широкого применения различных мер процессуального принуждения (штраф, привод и др.), в том числе за неявку в судебное заседание.
Отдельные виды административных дел, перечисленные в ч. 3 ст.
1 КАС РФ (дела о временном помещении в специальное учреждение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы), по существу связаны с применением мер уголовного или административного воздействия, и поэтому целый ряд общих положений КАС РФ при рассмотрении таких дел фактически не применяется.
Таким образом, под нормативными источниками административного судопроизводства принято понимать «определенные правовые акты, документы, которые содержат процессуальные нормы, регулирующие порядок осуществления правосудия по административным делам» [1, с. 15].
Система источников административного судопроизводства может быть представлена в виде схемы (Рис. 2).
Источниками российского гражданского процессуального права могут выступать международные договоры, в которых участвует Российская Федерация. В частности, широкий спектр положений, Конвенции от 4 ноября 1950 г.
«О защите прав человека и основных свобод» (Европейская конвенция), составляет основу положений административного судопроизводства в России.
Прежде всего, речь идет о тех положениях Европейской конвенции, которые регулируют вопросы защиты основных прав и свобод человека и гражданина в европейских странах, в том числе определяют права на справедливое судебное разбирательство гражданских, уголовных и административных дел).
Вместе с тем, базовым, ведущим источником административного судопроизводства в Российской Федерации являются национальные нормативно-правовые акты, в частности, федеральное законодательство.
В соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции РФ процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации [].
Это означает, что административное судопроизводство не может регулироваться законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как отмечает А.А.
Муравьев, «значение Конституции РФ как источника правового регулирования административного судопроизводства заключается также в том, что в ней закреплены основные конституционные принципы правосудия и конституционные права граждан, связанные с осуществлением административного судопроизводства (ст. 19, 46, 47, 118, 120, 123 и др.). Суд в административном судопроизводстве вправе применять Конституцию РФ как акт прямого действия» [5].
Порядок осуществления административного судопроизводства в судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами: «О судебной системе Российской Федерации», «О военных судах РФ», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», а также Кодексом административного судопроизводства РФ и другими федеральными законами (ч. 2 ст. 2 КАС РФ).
В них раскрываются и детализируются конституционные положения, касающиеся устройства судов, их системы, статуса судей, порядка их назначения, основных принципов судебного процесса, подсудности дел и др.
Главенствующее место в системе российских нормативных правовых актов занимает Конституция РФ, которая имеет прямое действие, в том числе при установлении порядка осуществления правосудия по административным делам. В Конституции РФ закрепляются основные фундаментальные положения административного судопроизводства. Иные нормативные правовые акты, в том числе федеральные законы, должны соответствовать Конституции РФ.
Порядок осуществления правосудия по административным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, главным образом регламентирован Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ).
Кодекс административного судопроизводства РФ представляет собой кодифицированный федеральный закон, который регулирует порядок судопроизводства по административным делам, осуществляемого судами общей юрисдикции.
Важно отметить, что «КАС РФ законодательно закрепил все основные принципы административного судопроизводства, которые в полном объеме соответствуют международным стандартам административного судопроизводства» [].
Помимо КАС РФ процессуальные нормы могут содержаться и в иных федеральных законах: Налоговом кодексе РФ, «Об основных гарантиях избирательных прав», «О политических партиях», «О правовом положении иностранных граждан в РФ», «Об административном надзоре», «Об исполнительном производстве» и др.
Источниками арбитражного процессуального права в ряде случаев могут выступать и подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента РФ («О центральном органе РФ по конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов» от 24 августа 2004 г.
№ 1101), постановления Правительства РФ («О бланках исполнительных листов» от 31 июля 2008 г. № 579), нормативные акты федеральных органов исполнительной власти РФ (Приказ МВД России от 08.07.
2011 № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Важное значение в регулировании порядка осуществления судопроизводства по административным делам имеет судебная практика: решения Европейского Суда по правам человека (Постановление ЕСПЧ от 24.07.
2003 по делу «Рябых против Российской Федерации»), постановления Конституционного Суда РФ о проверке конституционности законов и иных нормативных предписаний (Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.
2015 № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпромнефть»), постановления Пленума Верховного Суда РФ, в которых содержатся разъяснения по вопросам применения судами арбитражного процессуального законодательства (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Если говорить об особенностях административного судопроизводства, то следует указать, что в соответствии с ч. 5 ст. 2 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.
Поэтому при внесении изменений в законодательство об административном судопроизводстве дела, находящиеся в производстве судов первой, апелляционной и кассационной инстанций и не рассмотренные ими к моменту вступления в силу указанных изменений, рассматриваются уже по новым процессуальным правилам (ст. 3–4 ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ»).
В то же время при осуществлении правосудия по административному делу суд может столкнуться с ситуацией отсутствия в законодательстве об административном судопроизводстве норм, регулирующих те или иные отношения, возникающие в ходе рассмотрения конкретного дела (пробел в процессуальном законе).
В этом случае суд может применить по аналогии соответствующие нормы гражданского или арбитражного процессуального законодательства, которое наиболее близко по своей природе административному судопроизводству, а при отсутствии таких нормы суд действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (ч. 4 ст. 2 КАС РФ).
Таким образом, в настоящее время сформированы правовые основы регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации: структура документов представлена международными договорами Российской Федерации, отечественными нормативно-правовыми актами, а также судебной практикой, занимающей одну из ведущих позиций в системе управления отношениями в области административного судопроизводства. Следует указать, что особое значение в организационно-правовом механизме управления играет Кодекс административного судопроизводства РФ: несмотря на то, что зачастую в оценках экспертов звучит мнение о достаточно запоздалом характере принятия данного документа [7], указанный шаг послужил основой для формирования полноценной системы законодательного урегулирования административных процессуальных отношений, а также стал драйвером развития научных представлений о целях, задачах и направлениях развития административного судопроизводства как независимой отрасли законодательства.
Библиографический список
- Административное судопроизводство: Учебник / Под ред. С.В. Никитина – М.: РГУП, 2018. – 312 с.
- Зверева Т.В. Особенности осуществления административного судопроизводства в России и зарубежных странах // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/03/88912 (дата обращения: 18.05.2019).
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 10. Ст. 1391.
В продолжение статьи о новом коап рф. о проекте процессуального кодекса рф
Как уже известно, что с 2021 года планируется ввести в действие совершенно новый Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ). Субъекты РФ должны будут до конца 2021 года привести свое законодательство в соответствии с основным Кодексом.
Однако вместо действующего сейчас КоАП РФ будет введено 2 Кодекса: новый КоАП РФ и Процессуальный кодекс РФ. Вот о Процессуальном кодексе РФ (далее — ПК РФ) мы и поговорим в этой статье.
Сейчас действующий КоАП РФ содержит в себе и общие принципы, и общие положения и нормы о понятиях правонарушения, наказания, сами составы административных правонарушений и процессуальные нормы о порядке возбуждения, производства и вынесения решения по административному правонарушению, а также его исполнения. В новом проекте КоАП РФ будет содержать материальные нормы (принципы, понятия, составы правонарушений), а Процессуальный кодекс РФ как раз и будет регулировать только сам процесс административного производства.
В действующем КоАП РФ содержится 5 разделов:
- Общая часть, в которую входят положения о задачах и общих принципах административного производства, понятия административного правонарушения и административной ответственности, нормы об административном наказании, назначении административного наказания (4 главы).
- Особенная часть, которая содержит составы административных правонарушений по различным правоотношениям (17 глав).
- Раздел «Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» содержит нормы о полномочиях судов и административных органов при рассмотрении административных правонарушений (административных органов, к слову, в РФ сейчас — более 70).
- Производство по делам об административных правонарушениях — этот раздел как раз и содержит процессуальные нормы, на основании которых осуществляется административное производство.
- Исполнение административного наказания, в которую входят нормы о том, каким образом исполняются различные вилы наказаний, органы, исполняющие некоторые наказания и т.д.
В проекте нового КоАП РФ содержится 3 раздела:
- Общая часть, содержащая нормы об общих принципах административного законодательства (глава 1), об административном правонарушении и административной ответственности (глава 2), об административном наказании и правилах его назначения (глава 3), об освобождении от административной ответственности и от административного наказания, замене административного наказания, отсрочке, рассрочке и приостановление исполнения административного наказания (глава 4), административная ответственность несовершеннолетних (глава 5). Ранее отдельно нормы об административной ответственности несовершеннолетних не были выделены.
- Особенная часть, которая содержит непосредственно составы административных правонарушений и назначаемых по ним наказаний по регулируемым правоотношениям (с 6 по 41 главу).
- Субъекты административной юрисдикции, которая содержит нормы о субъектах административной юрисдикции, уполномоченные возбуждать, рассматривать, пересматривать дела об административных правонарушениях (глава 42), о судах, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, жалобы на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях (глава 43), об органах, должностных лицах, уполномоченных возбуждать, рассматривать, пересматривать дела об административных правонарушениях (глава 44), их компетенции и полномочиях. Административных органов по новому КоАП РФ — более 60.
Проект Процессуального кодекса РФ (далее — ПК РФ) состоит из следующих разделов.
1. Общие положения.
Содержит задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях, действии ПК РФ во времени и пространстве, подведомственность и подсудность по делам об административных правонарушениях.
Также в этот раздел вошли нормы об участниках производства об административных правонарушениях.
Появились отдельные новые нормы о таких участниках производства, как должностное лицо (представитель органа), возбудившее дело об административном правонарушении, должностное лицо (представитель органа), вынесшее постановление по делу об административном правонарушении секретарь судебного заседания, секретарь коллегиального административного органа, помощник судьи, помощник должностного лица, рассматривающего дело об админитративном правонарушении.
Ранее такие участники производства не были указаны в действующем Кодексе, хотя часть из них по факту выполняла свои функции, о чем не было прямо указано в нормах действующего КоАП РФ.
Далее https://www.burmistr.ru/stati/izmeneniya-zakonodatelstva/v-prodolzhenie-stati-o-novom-koap-rf-o-proekte-protsessualnogo-kodeksa-rf/
Кас рф: отличия от гражданского процессуального кодекса рф
В прошлом году был введен в действие Кодекс административного судопроизводства. Во многом он имеет сходство с Гражданским процессуальным кодексом. Однако некоторые нормы КАС РФ по праву можно считать новеллами. Рассмотрим их в статье.
Cуды будут рассматривать административные дела по административным искам административного истца к административному ответчику (ст. 38 КАС РФ). Процессуальное положение указанных участников дела практически совпадает с положением сторон в гражданском процессе. Однако Кодекс административного судопроизводства расширяет понятие института соучастия.
Теперь наряду с предусмотренным ГПК РФ процессуальным соучастием введено понятие коллективных административных исков граждан в защиту прав и законных интересов группы лиц (ст. 42 КАС РФ).
Подобные дела будут рассматриваться в случаях, когда ко дню обращения лица в суд к его требованию присоединилось не менее 20 лиц путем подписания административного иска либо подачи отдельного заявления о присоединении к нему.
КАС РФ сократил сроки апелляционного обжалования
Нововведения затронули процессуальные сроки. В административном судопроизводстве увеличено количество категорий дел, по которым установлены сокращенные сроки апелляционного обжалования. Десятидневный срок на обжалование судебных постановлений установлен для дел (ст.
298 КАС РФ):
- о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
- об административном надзоре;
- о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;
- о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке;
- о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.
КАС РФ ввел обязанность для представителей иметь высшее юридическое образование
Наиболее важным отличием КАС РФ от ГПК РФ является то, что в качестве представителей по административному делу могут выступать только лица, имеющие высшее юридическое образование (ст. 55 КАС РФ).
Гражданин может лично вести дела, за исключением ситуаций, когда рассматриваются административные дела о признании нормативного правового акта или его части недействующими.
Если при подаче административного искового заявления не указаны сведения о наличии у гражданина или его представителя высшего юридического образования, а к заявлению не приложены копии подтверждающих документов, суд принимает решение об оставлении заявления без движения.
Введение такой нормы вызвало жаркие споры в юридическом сообществе. Возможно, это первый шаг к реформе юридического рынка, направленной на ограничение круга лиц, имеющих право заниматься представительством в судах.
Эти предположения обусловлены тем, что до настоящего времени такого рода ограничений для представителей по гражданским и административным судебным делам не существовало. Вместе с тем законодатель не устанавливает такого обязательного требования к представителю, как наличие статуса адвоката (которое, в свою очередь, устанавливает уголовно-процессуальный закон).
Полагаем, что требование о предъявлении диплома о высшем юридическом образовании представителя участника административного разбирательства является чем-то средним между нормами ГПК РФ и Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующих институт представительства.
КАС РФ расширил меры процессуального принуждения
КАС РФ предусматривает и меры процессуального принуждения, такие как обязательство о явке и привод (ст. 116 КАС РФ). Однако в отличие от ГПК РФ (где привод может применяться только к надлежаще извещенному свидетелю, который повторно не явился на заседание), нормы КАС РФ можно оценить как более строгие и жесткие.
Так, он регламентирует применение привода не только в отношении свидетелей, но и в отношении сторон административного разбирательства (ст. 120 КАС РФ).
Таким образом, если суд сочтет рассмотрение конкретного дела невозможным без явки сторон, то они могут быть доставлены в зал судебного заседания посредством привода.
Иными мерами процессуального принуждения, предусмотренными КАС РФ, являются ограничение судом выступления или лишение участника процесса слова, удаление из зала судебного заседания и штрафы (ст. 118, 119, 122 КАС РФ).
Введен механизм замены упраздненных органов
Статья КАС РФ о процессуальном правопреемстве вводит механизм замены упраздненных органов (ст. 44 КАС РФ).
В таких случаях суд привлекает к участию орган или организацию, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.
В заключение отметим, что пока сложно сделать однозначные выводы о том, нужен ли был КАС РФ российской судебной системе и как его новеллы повлияют на разрешение административных дел. Однако совершенно ясно одно: новшества практически не коснутся предпринимательства, так как его дела по-прежнему будут рассматриваться в соответствии с ГПК РФ.
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Определение 1
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ( КоАП РФ) – вид кодифицированного нормативного акта, систематизирующий институт административной ответственности.
КоАП РФ содержит перечень возможных административных правонарушений. На уровне регионов его дополняет законодательство об административных правонарушениях субъектов РФ. В КоАП РФ нашли отражение такие принципы административного законодательства, как презумпция невиновности и равенство перед законом.
Кодекс об административных правонарушениях устанавливает:
- состав органов и должностных лиц, полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях;
- порядок применения административных санкций и их виды;
- порядок исполнительного производства по делам об административных правонарушениях.
Замечание 1
Таким образом, в структуре Кодекса об административных правонарушениях содержатся как материальные, так и процессуальные нормы права.
Специфика правоотношений, регулируемых административным правом, заключается в том, что одна из сторон юридически зависима от волеизъявления другой, представленной органами исполнительной власти.
Значение Кодекса об административных правонарушениях:
- правовая защита, предоставляемая КоАП РФ, охватывает очень широкий круг общественных отношений, куда включены и экономические интересы, вопросы безопасности как отдельных лиц, так и социума в целом, вопросы защиты прав и свобод;
- нормы КоАП РФ адресованы всем социальным слоям и лицам, направлены на поддержание правомерного поведения не только физических и юридических лиц, но и органов власти, должностных лиц;
- применение норм КоАП РФ обеспечивает демократический характер административного процесса.
Структура Кодекса об административных правонарушениях
В структуру КоАП РФ включены разделы, в которых дана характеристика конкретных составов административных правонарушений, нормы, регламентирующие административное производство и расследование, а также исполнительное производство по административным делам. Таким образом, Кодекс об административных правонарушениях является комплексным нормативным актом, что определяет удобство пользования им для различных должностных лиц, в том числе и тех, кто не является юристами.
В КоАП РФ насчитывается пять разделов.
-
Первый раздел КоАП (общая часть):
- содержание принципов административного законодательства;
- условия действия законодательства об административных правонарушениях во времени и пространстве;
- понятие и критерии правонарушения, которое может быть признано административным;
- вопросы административной деликтоспособности;
- характеристика видов административного наказания и порядка его назначения.
-
Раздел второй (Особенная часть): характеристика составов административных правонарушений. Каждая из 21 глав этого раздела характеризует конкретную сферу общественных отношений к которой может относиться правонарушение.
-
Раздел третий: содержит перечень органов и должностных лиц, наделенных правом возбуждать дело об административном правонарушении, проводить расследование, составлять протокол, выносить решения.
-
Раздел четвертый (процессуальный):
- состав участников административного судопроизводства;
- порядок возбуждения, рассмотрения дела;
- доказательства и порядок их оценки;
- условия применения и виды обеспечительных мер;
- виды процессуальных документов.
-
Раздел исполнительное производство – содержит нормы, регламентирующей прядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях.
Дискуссионные вопросы о кодексе административного судопроизводства РФ
Дискуссионные вопросы о кодексе административного судопроизводства является самым актуальным и одновременно спорным и противоречивым в современной российской юриспруденции. Очевидно, именно поэтому он остается нерешенным как в теории административного процессуального права, так и в административном процессуальном законодательстве.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее именуемый КАС РФ), который вступил в силу 15 сентября 2015 года, оценивается некоторыми учеными и практикующими юристами очень позитивно, в то время как другие являются крайне негативными [1].
Выдающийся российский ученый-административист Ю. Н. Старилов отмечал, что в связи с принятием КАС Российской Федерации закончился долгий трудный период, наполненный непримиримыми спорами, «борьба» различных научных школ, ученых — представителей различных отраслей материального и процессуального права [2, c. 9].
Противопоставленными научными позициями и одновременно результативными дискуссиями, периода обсуждения идеи создания административных судов в стране и создания полноценной системы административного судопроизводства, что и требовала с декабря 1993 года конституционно-правовая норма о формах реализации судебной власти в России (статья 118 Конституции Российской Федерации) [3].
Статья 118 Конституции Российской Федерации устанавливает такие формы осуществления судебной власти в России как конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.
Анализ части 1 ст.
1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), можно сделать вывод о том, что российское административное судопроизводство является деятельностью Верховного суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции для рассмотрения и разрешения административных дел защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, права и законные интересы организаций, а также другие административные вопросы, связанные с административными и другими публичными правоотношениями, и связанные с судебным пересмотром законности и действительности государства или другим государственным органом.
Некоторые ученые полагают, что на самом деле есть две основные причины, обусловившие появление КАС РФ: первая — это прямая консолидация в Конституции Российской Федерации такого рода судопроизводства, как административный; во-вторых, необходимо объединить процессуальные нормы, регулирующие порядок рассмотрения судом дел, связанных с административными и другими публичными правоотношениями [4, c. 29].
Кстати, Ю. Н. Старилов, отмечает, что принятие КАС Российской Федерации, в известном смысле, стало запоздалым шагом в реформировании судебной системы страны. Как видно, кодификация административно-процессуальных норм была «отброшена» на задворки судебной реформы, хотя модернизация судебной системы с точки зрения принципов правовой государственности могла начаться в 1990-х гг.
в прошлом веке, это было с созданием административных судов и образованием системы административного судопроизводства. Однако на деле все сложилось иначе: были созданы арбитражные суды, была разработана система арбитражных судов, введена процедура судебного арбитражного разбирательства, появились новые элементы судебной системы и детализировались процедуры в системе правосудия.
В ходе продолжающихся дискуссий административное судопроизводство всегда являлось в контексте общего предмета административной юстиции. Было ясно, что последней необходимо процессуального права [5].
В каждой стране формирование соответствующей ветви процессуального права происходило по-разному с учетом традиций правовой жизни и развития, исторических особенностей государственно-правового строительства, особенностей планирования и осуществления многочисленных реформ и преобразований.
Однако во многих странах также были установлены некоторые законы о создании судебного контроля над административными полномочиями должностных лиц, в том числе разработка специального закона об административном судопроизводстве.
До определенного момента была предложена кодификация процессуальных правовых норм в области административной юстиции РФ. В то же время обсуждались идеи разработки и принятия федерального конституционного закона «Об административном судопроизводстве» или Кодекса РФ об административном судопроизводстве.
Были и другие концептуальные предложения по созданию российского административно-процессуального кодекса. Несмотря на различные предложения по названию административного процессуального права, на самом деле идеи о содержании и структуре этого законодательного акта были одинаковыми [6, c. 25].
Однако, как указывает Г. А. Жилин, в юридико-техническом и содержательном плане КАС РФ нельзя назвать идеальным, его критикуют не только его противники (осознающие или не осознающие его реальное значение), но и сторонники которые выступают за его улучшение [7, c.
20]. В то же время очевидно, что, несмотря на недостатки, упущения и противоречивые моменты, КАС РФ содержит много новых прогрессивных нововведений концептуального и юридико-технического характера, что может занять некоторое время, чтобы понять истинное значение.
В то же время, если только отмечать в качестве позитивных, эти моменты КАС РФ означает, пропустить главное, что характерно для его исторической миссии.
Было опубликовано несколько статей, в которых не только отдельные процедурные правовые положения (нормы, институты), содержащиеся в КАС Российской Федерации, подвергаются фундаментальной критике, но также и самому факту принятия этого административного процессуального законодательного акта [8, c. 26].
Теоретики процессуального права и практики юристов (судьи, должностные лица административных органов, государственных и муниципальных служащих) по-разному оценивают и характеризуют процессуальные нормы КАС РФ; начатое обсуждение еще не завершено; продолжаются «непримиримые» споры в связи с назначением этого процессуального закона, о «природной» взаимосвязи структуры и содержания КАС РФ с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации [9] и АПК РФ. По правовым, значение административных процессуальных правовых норм, обеспечивающих надлежащие процедуры рассмотрения и разрешения административных дел.
Известная новизна законодательства об административном судопроизводстве, многочисленная (начиная с конца прошлого века) дискуссия о цели, значение и предназначение и отраслевой принадлежности административного правосудия.
Отметим, что очевидная (иногда чрезвычайно суровая) критика правил, содержащихся в КАС РФ, необходимость в совершенствовании порядка административного судопроизводства — все это, несомненно, будет способствовать привлечению внимания научного сообщества юристов, законодателей к тематике рассмотрения судами общей юрисдикции в спорах по публичному праву и совершенствованию российского административно-процессуального законодательства. Если простейшим способом обобщить некоторые критические высказывания глубокоуважаемых коллег — критиков КАС РФ, то, с их точки зрения, мы можем говорить о целесообразности и даже подходящем оправдании для отмены этого процессуального закона [10, c. 15].
В Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации содержатся основные правила организации административного процесса, во многом аналогичные тем, которые содержатся в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, но в то же время, у них есть свои особенности.
Таким образом, в частности, КАС Российской Федерации предусматривает введение упрощенного (письменного) производства, новых правил доказывания, возможность подачи групповых административных исков и наличия нескольких административных ответчиков одновременно, возможность электронной подачи административного искового заявления и других нововведений [11].
На современном этапе развития представляется необходимым использовать накопленный опыт исследований для формирования концептуальной основы административного судебного права.
Административное судебное право решает важные проблемы, в том числе защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в области административных и других публичных правовых отношений.
Следовательно, наличие ветви административного судебного права во внутренней правовой системе позволит нам укрепить основы судебной власти в Российской Федерации, которая отвечает общепринятым принципам и стандартам демократического правового государства [7, с. 60].
В результате можно сделать вывод о том, что, поскольку КАС Российской Федерации был принят и действует в Российской Федерации, существуют формально законные административные судебные процедуры.
Однако порядок его регулирования очень мало отличается от процедуры рассмотрения гражданских дел, вытекающих из публичного права, которая действовала до недавнего времени. В то же время необходимо признать, что с принятием КАС Российской Федерации наука об административном процессуальном праве приобрела реальные черты и контуры, свою проблему.
Теперь мы можем с уверенностью сказать, что административное судопроизводство является объективной реальностью, они являются независимой отраслью законодательства и права.
Понимание КАС Российской Федерации в этом ключе открывает широкие перспективы для развития независимой науки об административном процессе, что потребует дальнейшего изучения теоретических проблем в этой области, анализа практики применения уже существующих административных процедур и последующих дополнений и совершенствования этого знакового нормативного правового акта.
Литература: