Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ: правовые особенности

Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ: правовые особенности

Субъектам малого и среднего предпринимательства принадлежит важная роль в развитии экономики России. Их деятельность обусловливает производственное, социальное и инфраструктурное развитие регионов. За последнее время значительно усовершенствовано нормативно-правовое обеспечение деятельности малых и средних предприятий для создания благоприятных условий для их развития.

Все уровни государственной, региональной и муниципальной власти активно взаимодействуют с предпринимателями при разработке основных направлений государственного регулирования малого и среднего предпринимательства. Однако существует ряд проблем, которые сдерживают развитие малых и средних предприятий в стране.

Одна из них — правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, малое предпринимательство, нормативно-правовые акты, рыночная экономика, законодательство, социальная ответственность, стратегия развития.

Legal framework for supporting small businesses as an element of the Russian Federation’s economy

Abstract: small and medium-sized businesses play an important role in the development of the Russian economy. Their activities determine the industrial, social and infrastructural development of the regions.

Recently, legal and regulatory support for small and medium-sized enterprises has been significantly improved in order to create favorable conditions for their development. All levels of state, regional and municipal authorities actively interact with entrepreneurs in developing the main directions of state regulation of small and medium-sized businesses.

However, there are a number of problems that hinder the development of small and medium-sized enterprises in the country. One of them is the legal regulation of small and medium-sized businesses.

Keywords: organizational and economic mechanism, small business, legal acts, market economy, legislation, social responsibility, development strategy.

Малое предпринимательство, к которому принято относить малые и средние предприятия должны стать основной силой в экономике. Положительное отношение к их развитию поддерживают многие экономисты и известные предприниматели во всем мире.

По итогам 2018 года, согласно оценкам Министерства экономического развития РФ, количество субъектов малого и среднего бизнеса в России составляет 5,5 млн. (2,9 млн. индивидуальных предпринимателей и 2,6 млн. предприятий малого и среднего предпринимательства). Этот сегмент генерирует более 16,4 млн. рабочих мест и обеспечивает до 20% национального ВВП [22] .

Несмотря на то, что сегмент малых и средних предприятий в экономике Российской Федерации обладает хорошим потенциалом для развития, его доля в общей занятости составляет менее 25%, хотя глобальные стандарты превышают этот показатель на 10%, с возможностью обеспечения до 35% ВВП [3]. В этой связи государственная поддержка малых и средних предприятий с использованием широкого арсенала инструментов организационно-экономической поддержки является одним из приоритетов правительства нашей страны.

Для анализа малого предпринимательства требуется определить, какое предприятие может быть отнесено к малому бизнесу.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, в малом предприятии, во-первых, должно быть задействовано не более ста индивидов. Во-вторых, стоимость имеющихся активов или общая сумма выручки от продаж предлагаемых товаров и услуг должна быть не более 800 млн. рублей (таблица 1)

Таблица 1. Классификация субъектов МСП в законодательстве [15, 21]

Признак Микро Малые Средние
Среднесписочная численность работников, чел. До 15 До 100 От 101 до 250
Максимальная годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) 120 млн. руб. 800 млн. руб. 2 млрд. руб.
Максимальная суммарная доля участия собственников, не относящихся
к субъектам МСБ, %
49
Максимальная суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов), % 25

К субъектам предпринимательства относятся все индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства. Данная классификация соотносится с законодательным уровнем, поэтому ее можно назвать основной.

Малое предпринимательство охватывает значительную часть рыночной экономики, выполняя ряд жизненно необходимых для общества функций [4]:

  1. Создание прогрессивно развивающегося рынка. В сфере малого предпринимательства проводятся экспериментальные исследования, появляются новые идеи и происходят главные перемены. Это связано с тем, что для крупного бизнеса любое нововведение сопровождается крупными затратами и высокими рисками, малому бизнесу намного легче изменить структуру своей деятельности.
  2. Здоровая конкуренция.
  3. Поддержание открытости экономики Российской Федерации. Малое предпринимательство способно быстро адаптироваться к запросам потребительского рынка, именно поэтому такая форма бизнеса в состоянии быстро и активно занимать выгодные ниши на рынке экспорта товаров и услуг.
  4. Борьба с безработицей.

Наряду с важностью и необходимостью малого предпринимательства в экономике России, велико и его социальное значение.

Социальная ответственность предпринимательства – это специфическая форма взаимоотношений между представителями бизнеса и более «слабыми» слоями населения [2].

Несомненно, органы государственной власти сами должны предоставлять своим гражданам необходимые для их жизнедеятельности блага, однако, зачастую часть таких обязанностей возлагается на представителей предпринимательства [1].

К сложностям в работе малого предпринимательства в РФ относятся: нестабильная экономическая ситуация в стране, а именно экономический кризис 2014 г., состояние в экономике страны, способы поддержки малого бизнеса, отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы, непредсказуемая налоговая политика, снижение уровня жизни населения, в целом.

Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ: правовые особенности

Если говорить о комплексном регулировании малого предпринимательства через нормативные правовые акты, то можно выделить следующие документы:

  1. Конституция Российской Федерации – основной документ, в котором закреплены права и свободы граждан, в том числе право на осуществление предпринимательской деятельности. Так, статья 34 Главы 2 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [12]
  2. Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [17], который регулирует взаимоотношения, возникающие при регистрации юридического лица, а также при реорганизации и ликвидации предприятия. Этот закон очень важен на начальном этапе открытия бизнеса, поскольку позволяет предпринимателям понять алгоритм действий при регистрации предприятия, строго соответствуя законодательству.

Как государство поддерживает малый и средний бизнес

Во время экономического подъема меры государственной поддержки предпринимательства стимулируют развитие предприятий и организаций, рост их численности и доли в ВВП. Для регионов и страны в целом это означает:

  • открытие новых рабочих мест и улучшение показателей занятости;
  • рост доходов домохозяйств и качества жизни населения;
  • новое качество трудовых ресурсов;
  • устойчивые и растущие налоговые поступления в бюджеты всех уровней;
  • инвестиционную привлекательность региона для нового бизнеса.

В периоды кризисов и чрезвычайных ситуаций государственная поддержка малого бизнеса в России формируется на федеральном и региональном уровнях по следующим направлениям:

  1. Финансовая.
  2. Имущественная.
  3. Информационно-консультационная.

Господдержка субъектов МСП в сфере сельского хозяйства осуществляется в особом режиме ввиду специфики отрасли.

В 2022 году выделяются способы поддержки бизнеса государством по следующим основным направлениям.

Финансовая помощь МСП и ИП

Налоговые льготы (использование спецрежимов УСН, ЕСХН, ПСН).

Финансовые льготы — гранты и безвозмездные субсидии на возмещение затрат по лизингу, возмещение процентов по займам и кредитам, покрытие расходов на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях, развитие проектов по софинансированию.

Административные льготы — это такие послабления, как упрощенный бухучет и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры.

Помимо этого, эксперты считают, что одним из способов финансирования фирмы со стороны государства является предоставление компании государственного заказа, введение специальной квоты для МСП в госзакупках, ограничение сроков оплаты выполненных работ или оказанных услуг.

Содействие развитию кредитования малого бизнеса — предоставление гарантий государственных гарантийных фондов, получение займов в региональных фондах микрофинансирования МСП и российском МСП-банке.

Субсидии малому бизнесу на компенсацию затрат, которые уже были произведены, предоставляются на конкурсной основе после анализа первичной бухгалтерской документации, подтверждающей произведенные затраты.

Имущественная помощь МСП и ИП

  • В этой сфере предлагаемая государственная поддержка — это предоставление федерального и муниципального недвижимого имущества в аренду или передача его в собственность на льготных условиях.
  • Создание бизнес-инфраструктуры для развития предпринимательства.
  • На условиях льготной аренды субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется недвижимое имущество, являющееся федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ, муниципальной собственностью.

Административная и информационно-консультационная помощь МСП и ИП

Упрощение отчетности или освобождение от некоторых ее видов — еще один вид государственной поддержки малого предпринимательства, которую оказывают по двум основным направлениям:

  • создание инфраструктуры консалтинга предпринимательства;
  • создание информационной среды развития предпринимательства.

В рамках создания инфраструктуры консалтинга государство создает и развивает сеть специализированных организаций, оказывающих консультационную помощь малому бизнесу.

Основные принципы и меры поддержки малого и среднего предпринимательства формируются на федеральном уровне. Но все детали и нюансы необходимо уточнять в конкретном регионе. Лучше это делать в местных центрах поддержки бизнеса. Полная информация содержится на сайте Министерства экономического развития РФ и региональных профильных министерств и ведомств.

Государственная помощь для организаций и ИП в связи с пандемией коронавирусной инфекции

В период распространения коронавируса речь идет об экономическом выживании многих представителей МСП и ИП. Споров, в такой ситуации нужна ли рынку помощь государства, много, но власти определили, кому и в какой степени готовы помочь.

Перечень отраслей, которые в наибольшей степени пострадали от пандемии коронавируса, утверждены постановлением Правительства РФ № 434 от 03.04.2020. Все предусмотренные правительством меры федерального масштаба на 2022 год представлены ниже.

Вид государственной помощи МСП и ИП Нормативно-правовой акт
Двукратное (с 30 до 15 %) снижение совокупного размера тарифа страховых взносов на ОПС, ВНиМ, ОМС с выплат выше МРОТ. Такое снижение введено с 1 апреля 2020 года специальным законом. Для расчета берется федеральный МРОТ без учета районных коэффициентов и «северных» надбавок. ФЗ-102 от 01.04.2020
Налогоплательщики — субъекты МСП — не учитывают в доходах по налогу на прибыль, по НДФЛ субсидии, полученные из федерального или регионального бюджетов в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением коронавируса. Расходы за счет этих субсидий не учитываются в базе по налогу на прибыль.
Правило не применяют к субсидиям на компенсацию процентных ставок по кредитам.
Читайте также:  Что нужно чтобы сдать кровь на донорство: требования, документы, правила, безопасность

Правовое регулирование поддержки предпринимательства в РФ

В качестве основного нормативного акта, регулирующего государственную поддержку предпринимательства и направленного на реализацию вышеназванного конституционного принципа, следует выделить Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.

  • Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
  • 1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
  • 2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
  • 5) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
  • 6) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта и др.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

  • 1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • 2) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
  • 3) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства и др.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

  • 1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • 2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  • 3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • 4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • 5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • 6) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и др.

Несомненно, к федеральным законам, направленным на государственную поддержку предпринимательства следует отнести и Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.

Государственная поддержка предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с вышеназванными федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Так, среди указов Президента Российской Федерации следует выделить:

  • • Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 “О свободе торговли”;
  • • постановление Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1319 “Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации”;
  • • письмо Госналогслужбы РФ от 6 февраля 1996 г. № НП-6-02/77 “О порядке применения Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”;
  • • Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 “О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации”;
  • • постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. № 523 “Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд”;
  • • постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 “О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности”;
  • • постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. №121 “О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы”.

Одним из наиболее важных направлений государственной поддержки малого предпринимательства является льготное налогообложение субъектов малого бизнеса.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

5 мер государственной поддержки для бизнеса, о которых знают не все. А зря! — Лайфхакер

Получить такой заём могут представители малого и среднего бизнеса или самозанятые, если платят налог на профессиональный доход, до 2024 года в одном из банков‑партнёров (их 101).

Льготная ставка кредита рассчитывается по формуле: ключевая ставка Банка России плюс не более 2,75%, поэтому итоговое значение может меняться.

Заём по программе выдают на развитие бизнеса или предпринимательской деятельности, пополнение оборотных средств и рефинансирование старого кредита. В зависимости от целей срок на погашение может быть от года до 10 лет.

Чтобы получить кредит, нужно отвечать ряду условий.

  1. Бизнес должен быть в приоритетной отрасли — розничная и оптовая торговля, сельское хозяйство, внутренний туризм, наука и техника, здравоохранение, образование, обрабатывающая промышленность, ресторанный бизнес или бытовые услуги.
  2. Бизнес должен быть зарегистрирован на территории России и включён в Единый реестр МСП.
  3. Выручка за прошедший календарный год не может быть выше двух миллиардов рублей, а число работников — больше 250 человек.
  4. Общая сумма задолженностей по налогам, сборам и прочим обязательным платежам — не выше 50 тысяч рублей.
  5. Отсутствие долгов по зарплате.
  6. Компания не должна быть в процессе банкротства.

2. Гранты на реализацию проектов в разных сферах

Если у вас есть крутая идея, а средств для её воплощения не хватает, можно поучаствовать в одном из конкурсов для предпринимателей. И таких достаточно.

Например, есть шанс побороться за грант на реализацию социальных проектов и получить от 100 до 500 тысяч рублей или даже до одного миллиона для предпринимателей в Арктической зоне. Окончательную сумму определяет конкурсная комиссия.

Потратить деньги можно на аренду и ремонт помещения, закупку мебели, продвижение проекта и многое другое, но только не на уплату налогов и погашение кредитов.

Другой вариант — конкурс для предпринимателей, желающих развивать внутренний и въездной туризм. Максимальный размер гранта здесь три миллиона рублей. Получить их можно за разработку новых маршрутов, идеи по улучшению инфраструктуры и благоустройства уже существующих направлений.

Действующие конкурсы для малого и среднего бизнеса собраны на официальных государственных порталах. Найти такой ресурс в своём регионе можно в перечне на сайте Министерства экономического развития.

Узнать больше о программах поддержки можно на портале «Мой бизнес», созданном Министерством экономического развития и национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство».

Здесь можно почитать новости, проверить изменения в законах, посетить бесплатные вебинары и получить консультации от специалистов разных профилей: юристов, экономистов, бухгалтеров и кадровиков.

Кроме того, на сайте «Мой бизнес» собрана база полезных сервисов, которые помогут развивать своё дело и быстрее решать сложные вопросы.

Открыть своё дело

3. Программы обучения для предпринимателей

Иногда сложно самостоятельно разобраться в тонкостях ведения бизнеса. Потребуется либо совершать ошибки и учиться на них, либо перечитать много литературы. А можно пойти третьим путём и записаться на бесплатные курсы для предпринимателей от государственных центров «Мой бизнес». Там уже отобрана только нужная, официальная и актуальная информация.

Варианты образовательных программ есть как для начинающих предпринимателей, так и для опытных бизнесменов, которые хотят усовершенствовать своё дело. На курсах можно понять, как работать с личным брендом, эффективно продвигать свой товар или услуги, решать правовые вопросы и искать пути для развития компании. Выбрать нужный курс можно с помощью специалистов на онлайн‑консультации.

Читайте также:  Что такое льготная ипотека для учителей

Альтернативный способ получить знания не проходя полноценное обучение — вебинары и онлайн‑форумы на портале «Мой бизнес». На них можно послушать лекции от экспертов и задать им вопросы.

4. Льготная налоговая ставка для самозанятых

Специальный налоговый режим для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые получают доход не от работодателей, а напрямую от заказчиков, ввели в 2019 году. Он позволяет платить всего 4% от прибыли, если вы получаете её от физлиц, или 6% — от юрлиц или индивидуальных предпринимателей. Никаких других отчислений нет.

Льготная налоговая ставка даёт возможность не терять большую сумму доходов, при этом вести дела легально. Кроме того, специальный режим не требует заполнения деклараций, позволяет совмещать бизнес с официальной работой по трудовому договору и не обязывает платить страховые взносы.

Чтобы пользоваться льготной ставкой, нужно просто зарегистрироваться в качестве самозанятого на портале «Мой налог». Но, прежде чем перейти на специальный режим, убедитесь, что ваш бизнес соответствует следующим требованиям:

  • У вас нет наёмных работников, с которыми заключён трудовой договор.
  • Годовой доход не превышает 2,4 миллиона рублей.
  • Вид деятельности не входит в перечень исключений.

5. Бизнес‑инкубаторы

Начинать бизнес можно прямо дома: контактировать с сотрудниками удалённо и при необходимости снять складское помещение. Но если хочется иметь отдельное место для работы, стоит поискать бюджетные варианты. Так, у государства можно арендовать офис на срок до 10 лет по цене ниже, чем у частных собственников.

Однако полноценное помещение и его обустройство может стать непосильной нагрузкой на бюджет молодого бизнеса.

Поэтому для поддержки предпринимателей были созданы государственные бизнес‑инкубаторы и коворкинги — общий офис сразу для нескольких компаний.

Стоимость аренды здесь минимальная, а ещё не нужно тратиться на покупку компьютеров, принтеров и прочих необходимых вещей — всё уже есть и готово к использованию.

В бизнес‑инкубаторах также предусматриваются комнаты для совещаний, конференц‑залы и беспроводной интернет. Плюс можно получить бесплатную консультационную поддержку от юриста и бухгалтера.

Проверить, какие бизнес‑инкубаторы открыты рядом с вами, можно на карте в разделе «Центры инфраструктуры МСП в вашем регионе» портала «Мой бизнес». Там же собраны и все другие организации, полезные для предпринимателей. Например, технопарки, центры поддержки экспорта, микрофинансовые организации и отделения центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес».

В последних можно очно получить профессиональную консультацию и ряд услуг, в том числе зарегистрироваться как юридическое лицо и провести аудит. Также в центрах «Мой бизнес» проходят обучающие мероприятия по предпринимательству.

Узнать подробнее

Правовая поддержка малого предпринимательства

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ принят рад специальных постановлений. В постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г.

№ 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства.

К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров широкого потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.

  • 14 июня 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Законом определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:
    • (1) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
    • (2) создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
    • (3) установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
    • (4) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными государствами;
    • (5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Принятый в декабре 1995 г. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» имел важное значение для поддержки малого предпринимательства в нашей стране. К настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения малых предприятий:

  • (1) общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят тс же налоги, что и другие налогоплательщики: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль и др. Малые предприятия получают помимо общих специальные льготы. Так, по налогу на прибыль при определенных условиях они пользуются «налоговыми каникулами», а по НДС с 1 января 2001 г. — необлагаемым минимумом;
  • (2) упрошенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий (ФЗ 1995 г.);
  • (3) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (ФЗ 1998 г.). Объектом налога здесь признается потенциально возможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.

Были также приняты две федеральные программы поддержки малого предпринимательства: «Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 годы» и «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 годы».

В соответствии с программой Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства были выделены ассигнования из федерального бюджета на финансирование приоритетных мероприятий данной программы в сумме 386,6 млн руб.

Однако из-за отсутствия должного финансирования, а также несогласованности действий исполнителей намеченного мероприятия эта программа не была выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнено лишь чуть больше половины (53%), частично — одна четверть (25%) и не выполнено 22% намеченных мероприятий.

Еще хуже обстояло дело с третьей программой. Она не была своевременно принята Государственной Думой ввиду отсутствия средств у федерального центра (а ведь эти затраты могли многократно окупиться).

Определенное внимание уделяется развитию малого предпринимательства в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды поддержки малого предпринимательства.

Наиболее крупный регион России, где сосредоточена четверть всех малых предприятий, — Москва. Москва занимает первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса — 207,9 тыс. предприятий.

Далее следуют: Санкт-Петербург — 168,2%, Московская область — 54,7%, Свердловская область — 64,0%, Самарская область — 46,4%, Ростовская область — 46,6%.

Правительство Москвы уделяет определенное внимание развитию малых предприятий. Для этого в составе Правительства Москвы был создан Департамент развития и поддержки малого предпринимательства, функционирует Московский фонд поддержки малого предпринимательства.

Содействуют развитию малого бизнеса в Москве Московская торгово-промышленная палата, Московская лизинговая компания, Московское агентство развития предпринимательства и др. При мэре Москвы существует общественно-экспертный совет по малому предпринимательству.

Москва пытается создать свои, специфические, условия для развития малого предпринимательства. Принят и действует Закон г. Москвы «Об основах малого предпринимательства в городе Москве».

В соответствии с этим законом в столице действуют свои правила создания, регистрации, лицензирования и налогообложения субъектов малого предпринимательства, что способствует развитию малых предприятий.

Приняты три комплексные программы развития и поддержки малого предпринимательства в Москве.

Несмотря на такое большое внимание к вопросам развития малого предпринимательства, маты с предприятия в столице сталкиваются с теми же проблемами, что и по стране в целом. В их числе:

  • (1) несовершенная система налогообложения;
  • (2) отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречивость отдельных нормативных правовых актов;
  • (3) финансовые трудности в получении банковского кредита для открытия предприятий и их функционирования;
  • (4) неравноправность в доступе к различным материальным ресурсам, их дороговизна;
  • (5) сложности с арендой и приобретением помещений, их высокая, нередко недоступная цена;
  • (6) низкая культура взаимодействия государственных служб в работе с предпринимателями;
  • (7) продолжающиеся криминальные угрозы.

Помимо федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства существует большое число негосударственных организаций, ведущих работу в этом направлении.

В их числе различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры и др.

Однако существенной помощи от них малые предприятия не получают или получают весьма незначительную.

Кроме того, в целях создания режима максимального благоприятствования развитию предпринимательства предполагается ограничить полномочия и функции контролирующих органов, и в первую очередь для субъектов малого бизнеса, упорядочить и упростить порядок лицензирования видов деятельности. Необходимо упростить процедуры согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов с введением «единого окна», ограничения сроков проведения экспертизы, сокращения перечня необходимых документов.

При Правительстве РФ создан Совет по предпринимательству. Он призван обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом. А проблем у малого бизнеса в нашей стране немало. Число малых предприятий за последние годы по существу не растет.

Если в странах Евросоюза и Японии число малых предприятий на 1000 жителей достигает 45-50, то в России на 1000 жителей приходится лишь 11 предприятий. Для того чтобы приблизиться к стандартам Евросоюза, малых предприятий в нашей стране должно быть не менее 5 млн.

В европейских странах на малых предприятиях занято около 70% общего числа работающих, а доля малого бизнеса в ВВП составляет более 50%. В России каждый из этих показателей не превышает 12-15%.

Причины подобного положения — сложность получения банковского кредита и его высокая учетная ставка, неподъемная арендная плата, сложная и долгая процедура регистрации малых предприятий, трудности в получении юридического адреса, неразвитость структуры сбыта и непосильное налоговое бремя. Преодоление названных проблем раскроет возможности дальнейшего развития малого предпринимательства в России.

Вместе с тем надо отмстить, что в стране меняется в позитивную сторону отношение населения к предпринимателям. Для этого предпринимательство должно стать более социально ориентированным.

Читайте также:  Штраф за нарушение разметки в Российской Федерации: правовые положения

Поддержка малого бизнеса

В развитой рыночной экономике огромное значение имеет государственное регулирование. Одним из важнейших направлений деятельности государства является поддержка малого предпринимательства.

В экономически развитых странах малый бизнес развивается более быстрыми темпами, чем в России.

Формы государственной поддержки малого бизнеса в каждой стране свои, но при этом не обходится без одинаковых мер.

Если вы являетесь владельцем малого бизнеса или среднего предпринимательства в России, то можете использовать множество инструментов поддержки. Существуют универсальные методы.

Также есть такие льготы, которые предусмотрены для конкретных видов деятельности.

Лучшим способом не упустить возможность является получение консультации специалиста, который посоветует, какие методы поддержки оптимальны в вашем случае.

  • Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
  • Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
  • С этим вопросом могут помочь 497 юристов на RTIGER.com

Решить вопрос >

Основные методы поддержки малого бизнеса

Экономические системы многих стран совершенно различны, однако, когда открывается предприятие малого бизнеса, то во многих случаях потребности одинаковы. Соответственно, помощь от государства и методы поддержки малого и среднего бизнеса похожи во всем мире. Перечислим самые распространенные механизмы:

  • специальные налоговые режимы;
  • доступ к государственному заказу;
  • грантовая поддержка начинающих бизнесменов;
  • снижение административных барьеров;
  • развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров;
  • консультации;
  • создание микрофинансовых организаций;
  • поддержка лизинга;
  • помощь в модернизации производства;
  • создание промышленных парков, технопарков, кластеров;
  • система гарантийного кредитования;
  • поддержка субъектов, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность;
  • поддержка субъектов, ориентированных на инновационную деятельность;
  • поддержка субъектов, ориентированных на социальную деятельность.

Наиболее распространенными методами поддержки малого бизнеса являются льготы по налогообложению, облегчение доступа к государственному заказу, грантовая поддержка начинающему предпринимательству, помощь в модернизации производства.

Состояние малого бизнеса в России

Малый и средний бизнес зародился в России приблизительно 25–30 лет назад. На данный момент малое предпринимательство является одной из ключевых ниш на рынке. Малые и средние предприятия — это 5,6 млн. компаний, которые дают рабочие места миллионам граждан.

Отношение общества к бизнесу является долговременным фактором, который может оказывать существенное дополнительное воздействие на развитие предпринимательства. По данным исследовательского проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства 2018», лишь 5,5% россиян трудоспособного возраста являются предпринимателями.

Сектор малого и среднего бизнеса состоит из трех ключевых субъектов рынка: это микропредприятия, малые и средние предприятия. Индивидуальные предприниматели являются физическими лицами и всегда рассматриваются в отдельности.

По состоянию на 2018 год, в Российской Федерации действует 6 001 091 МСП: из них 5 729 651 (95,5%) микро, 252 521 (4,2%) малых, 18 919 (0,3%) средних.

Так как малый и средний бизнес является одним из приоритетных, за последнее время предпринято много действий для его развития. Разработаны и применяются следующие федеральные программы поддержки МСП:

  • программа льготного кредитования для малого и среднего бизнеса;
  • программа стимулирования кредитования субъектов МСП от АО «Корпорация МСП»;
  • поддержка молодежного предпринимательства;
  • поддержка социального предпринимательства;
  • поддержка инновационного предпринимательства;
  • поддержка промышленных проектов;
  • поддержка женского предпринимательства.

Властями разработана и принята стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, запущен и функционирует проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Финансирование малого бизнеса в России

Для любых механизмов государственной поддержки самым главным является доступная нормативно-правовая база и информационное обеспечение. В Российской Федерации сформированы организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Так, существует федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Она работает с 2005 года под контролем Министерства экономического развития России. Ее главной целью является увеличение числа фирм. Данная программа содержит в себе следующие направления поддержки субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства):

  • создание необходимой современной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, индустриальных парков);
  • полномасштабная поддержка экспорта;
  • развитие системы кредитования и микрофинансирования;
  • поддержка научно-технических сфер деятельности и инноваций.

С 2010 года приоритеты программы заметно изменились — основным мероприятием поддержки стало содействие развитию малого инновационного предпринимательства, а также лизинговая поддержка и поддержка экспортно ориентированных компаний. При этом сохранены наиболее востребованные направления, такие как грантовая поддержка, развитие микрофинансирования, предоставление гарантий, создание специализированной инфраструктуры имущественной поддержки.

Помимо прочего, финансовая поддержка малого бизнеса также развивается по направлению субсидий, микрозаймов и льготного кредитования.

Снижение административных барьеров для малого бизнеса

Такое направление государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства получило широкое распространение в период 2014–2017 гг. Так, за это время:

  • был упрощен бухгалтерский учет;
  • стало меньше отчетов, которые нужно сдавать в налоговую;
  • малый и средний бизнес теперь не штрафуют, а предупреждают;
  • процедура финансовой оценки активов и вложений стала проще.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 348-ФЗ с 1 января 2017 года, микропредприятия могут не вести детальную кадровую отчетность. Так как зачастую микропредприятие не располагает возможностями для приема в штат специалиста по кадрам, то эти функции совмещает какой-то работник.

Данная мера поддержки позволяет снизить нагрузку, отказавшись от внутренних документов, таких как правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда. Но если микропредприятие становится малым предприятием, то придется восстановить кадровую документацию за все время существования.

Налоговые льготы как мера государственной поддержки

Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 № 477-ФЗ, если предприниматель зарегистрирован в первый раз, то до 31 декабря 2020 года ИП может применять нулевые налоговые ставки. Если предприниматель решит воспользоваться данной налоговой льготой, то необходимо проверить соответствие ряду условий:

  • ИП должен работать по упрощенной системе налогообложения или по патенту;
  • ИП должен работать в социальной или научной сфере либо заниматься производством;
  • доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется налоговая ставка 0%, составляет не менее 70% от общего дохода.

Помимо налоговых каникул, существуют налоговые льготы. Так, согласно распоряжению Правительства РФ от 27.01.2015 № 98р, предприятиям малого и среднего бизнеса, а также предпринимателям, предоставляется:

  • снижение ставки по УСН с 6% до 1%;
  • расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения, снижение ставки по ЕНВД с 15% до 7,5%;
  • патент для самозанятых граждан.

С 2016 по 2018 гг. для представителей МСП также действовали надзорные каникулы. То есть, если были допущены серьезные нарушения, в этот период их можно было исправить так, чтобы никто не заметил и не привлек к ответственности.

Поддержка инновационного развития экономики в России

В двадцать первом веке на первый план выходит информация и технологии. Экономики разных страны переходят на инновационные модели развития. Базовыми элементами инновационного развития экономики являются особые и свободные экономические зоны, технопарки, индустриальные парки и бизнес-инкубаторы.

Вышеперечисленные элементы являются очень важными в начале деятельности малого бизнеса. Когда предприниматель хочет зайти на рынок, имея лишь идею, вряд ли получится что-то хорошее. С этой идеей можно прийти в бизнес-инкубатор.

Как правило, там дадут консультацию: с чего начать, как «упаковать» бизнес, как лучше зайти на рынок.

То есть бизнес-инкубатор — это место, где идея созревает до полноценного стартапа, который можно запускать или предлагать инвесторам.

Количество резидентов бизнес-инкубаторов в 2014–2015 гг. показало пиковые значения, однако в 2016 году произошел резкий спад субъектов малого предпринимательства, участвующих в этом.

Главные проблемы поддержки малого бизнеса в России

Главным показателем эффективности оказываемых мер государственной поддержки является число предприятий малого и среднего бизнеса. В России рост предприятий МСП является главной целью.

Однако на территории нашей страны бизнес развивается крайне неравномерно. Наблюдается высокая концентрация предприятий в определенных регионах страны.

Соответственно, в некоторых регионах есть нехватка предпринимательской активности.

Сравнивая со вкладом МСП в экономику других стран, можно сделать вывод, что в России он значительно ниже. На данный момент наблюдается низкая инновационная и инвестиционная активность малого бизнеса.

Также по сравнению с развитыми странами в России недостаточно развит механизм грантовой поддержки МСП, хотя и присутствует в общей системе мер государственной поддержки.

В России ряд программ развития содержит в себе важность инноваций и повышения технологичности, ведется полномасштабная работа по обеспечению всей необходимой информацией для старта бизнеса, однако не в полной мере определена важность технологического перевооружения и модернизации производств. Кроме того, недостаточно внимания уделяется административно-правовым барьерам. Не все вводимые меры поддержки учитывают особенности малого бизнеса.

Все вышеперечисленное приводит к тому, что сочетание высокой налоговой нагрузки, плохая информированность, а также административные барьеры препятствуют созданию новых субъектов МСП.

А если предприятие создано, то бизнесмен не всегда может увеличить рынок сбыта, повысить свои доходы, чтобы перейти из микропредприятия в малый бизнес, например.

Поэтому главные меры поддержки МСП должны осуществляться в области налогообложения, в сфере административно-правового регулирования, а также в области информации и консультаций.

  1. Источники:
  2. Глобальный мониторинг предпринимательства
  3. Росстат
  4. Развитие малого и среднего бизнеса России
  5. Стратегия развития малого предпринимательства до 2030 года

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *