Как получить авторские права?
Авторское право возникает автоматически при создании произведения литературы, науки или искусства. Это комплекс прав, которые можно разделить на две группы: имущественные и неимущественные.
Имущественные права на произведение в российской практике называют исключительными. Они позволяют распоряжаться результатом интеллектуальной деятельности как угодно: например, тиражировать его, продавать, сдавать в прокат.
Неимущественные, или моральные права (в том числе право авторства), сводятся к следующему: никто не может выдавать чужой труд за свой, искажать его или впервые делать достоянием общественности без согласия автора. Они неотчуждаемы и действуют бессрочно.
Объектом авторского права могут стать книга, фотография, скульптура, картина, танец, пьеса, песня, программный код.
Можно ли зарегистрировать авторские права? Не стоит беспокоиться о том, как получить авторские права: они по умолчанию принадлежат создателю произведения. Это установлено международным соглашением – Бернской конвенцией, которую подписала и Россия.
Зарегистрировать авторское право невозможно, в том числе из-за того, что любая регистрация является национальной, а действие авторского права распространяется на все страны – подписанты Бернской конвенции.
В России есть одна процедура, похожая на регистрацию авторского права: это необязательная (добровольная) регистрация в Роспатенте компьютерной программы или базы данных. При этом исключительные права на программу возникают независимо от регистрации, но если она произведена, то передать права другому лицу без регистрации этого перехода нельзя.
Поэтому вопрос о том, как оформить авторское право, сводится к проблеме, как получить подтверждение приоритета в создании произведения. Согласно Гражданскому кодексу, лицо, заявившее о своём авторстве, автором и считается, пока не доказано иное.
Но что, если на произведение претендуют сразу двое? Или авторская работа используется без согласия правообладателя? Нередко тот, кто присваивает себе результат чужой творческой деятельности, считает себя правым. Особенно часто нарушаются авторские права в интернете. Юридически неграмотные пользователи считают, что если фотография или текст находятся в открытом доступе, они могут свободно разместить их в своём блоге или статье.
Это не так, и незнание закона не освобождает от ответственности. Нарушителей можно призвать к порядку и заставить:
- прекратить использовать чужую интеллектуальную собственность;
- компенсировать понесённые убытки в размере, установленном статьёй 1301 Гражданского кодекса РФ.
Некоторые споры удаётся решить в досудебном порядке, другие приходится рассматривать в зале суда.
Задача автора или его правопреемника – доказать, что они владеют правом распоряжаться интеллектуальной собственностью.
Для этого подойдут показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, разъяснения экспертов. Серьёзный аргумент для суда – добровольная регистрация авторских прав путём депонирования.
Как зарегистрировать произведение? Когда говорят о возможности регистрации авторских прав, обычно имеют в виду депонирование произведения, составляющего объект права.
Депонирование означает хранение: копия интеллектуального труда лежит в архиве аккредитованной организации (например, Российского авторского общества) до востребования.
В результате процедуры заявитель сможет получить свидетельство или сертификат. Документ подтверждает факт и дату депонирования объекта авторских прав. Если понадобится, он докажет авторство.
При необходимости ООО «Союзпатент» может помочь зарегистрировать объекты авторского права путём их депонирования.
Также регистрация прав на произведение позволяет увеличить его капитализацию. Заказчику, приобретающему творческую работу, проще иметь дело с подрядчиком, авторские права которого аккуратно зарегистрированы и переданы по договору. Это защищает деловую репутацию компании и позволяет избежать каких-либо проблем в будущем.
Ещё несколько способов защиты Доказать, что первоисточником и владельцем авторских прав на объект являетесь именно вы, можно и следующим образом.
- Удостоверить время предъявления документа у нотариуса: как правило, суд признаёт авторство за тем, кто предоставил более раннюю копию.
- Направить самому себе письмо или бандероль с материалами, использованными для создания объекта интеллектуальной собственности.
- Подтвердить наличие электронного файла в ВОИС.
Раскроем каждый из этих вариантов подробнее.
Удостоверение времени предъявления произведения у нотариуса Прежде чем передать результаты своей интеллектуальной работы третьим лицам (например, издателю или продюсеру), можно подтвердить свой приоритет на произведение у нотариуса.
Он исследует документ на предмет исправлений: каждое из них должно быть оговорено. Если всё в порядке, нотариус удостоверяет обе копии своими фамилией, именем, отчеством с указанием даты и времени предоставления документа.
Один экземпляр он оставляет себе, а другой отдаёт автору.
Если кто-то злоупотребит доступом к вашей работе и использует её в нарушение ваших прав, вы сможете предъявить свою копию, доказав факт заимствования. Зарегистрированные у нотариуса документы являются весомым доказательством.
Письмо самому себе Все материалы, подтверждающие авторство, можно отправить в виде письма или бандероли на свой адрес.
Штемпель с датой отправки докажет, что к этому моменту вы уже обладали произведением. Письмо хранят не вскрывая, пока не дойдёт до судебного спора.
Впоследствии, если факт авторства будет установлен судом, при возникновении новых споров можно будет ссылаться на его решение.
У такого способа защиты авторских прав есть минусы:
- письмо может потеряться;
- при повреждении конверта суд не примет его в качестве доказательства.
Кстати, когда речь идёт о цифровом контенте, подтверждением авторского права может служить запись на носитель. Если возникнет спор, экспертиза покажет, когда информация была зафиксирована.
Электронное депонирование в ВОИС Этот способ депонирования любых объектов интеллектуальных прав появился в мае 2020 года.
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), штаб-квартира которой расположена в Женеве, является мировым центром, обеспечивающим международное взаимодействие в сфере защиты интеллектуальных прав.
ВОИС (в английском сокращении – WIPO) предлагает онлайн-услугу, названную WIPO PROOF. Услуга в наибольшей степени подходит для владельцев авторских прав и позволяет однозначно подтвердить существование определенных компьютерных файлов в конкретный момент времени.
Файлы могут содержать любую информацию: литературное или музыкальное произведение, программу, графический объект и т.д. ВОИС предлагает правообладателю так называемый WIPO PROOF токен, который позволяет подтвердить сохранность и неизменность задепонированной информации.
Учитывая авторитет ВОИС в области охраны интеллектуальной собственности, можно предположить, что сервис будет востребован. Однако о каком-то положительном опыте говорить пока, конечно, рано.
Какой способ защиты лучше выбрать? Авторы обоснованно считают депонирование произведения в аккредитованной организации надёжным способом оформить свои права.
Но можно использовать и несколько способов одновременно: например, до того, как зарегистрировать авторское право путём депонирования, отправить себе самому письмо со всеми материалами.
Чем больше доказательная база, тем больше уверенности в защищённости интеллектуальной собственности.
Получить консультацию
Авторское право
Авторское право помогает создателям какого-то нового интеллектуального продукта защититься от плагиата и воровства идей. Каждый автор стремится оберегать свое творчество и интеллектуальную собственность. С помощью данного института гражданских правоотношений охраняются музыкальные композиции, литературные произведения, предметы искусства и даже базы данных.
Моральные права автора на его труд действуют бессрочно. То есть, создав что-то, этот человек навсегда остается создателем. А вот имущественные права на использование результата творчества можно передавать другим людям.
Наверняка каждый из вас встречался с символом «©». Он называется copyright, от «копировать» и «право», и обозначает защиту имущественных интересов. Если вы видите этот символ, то предмет можно копировать со ссылкой на источник.
Срок защиты авторства в отношении имущественных интересов чаще всего равняется 70 годам после смерти создателя. По истечении этого периода результат творчества становится общественным достоянием.
У нас в стране большое количество начинающих авторов.
Но далеко не каждый из них осведомлен о своих правах. В данной статье мы раскроем основополагающие моменты.
Но если вы уже столкнулись с неприятностями, и авторство вашего труда присвоил себе другой человек, то мы настоятельно советуем обратиться к профессионалу по решению таких вопросов.
- Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
- Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
- С этим вопросом могут помочь 116 юристов на RTIGER.com
Решить вопрос >
Субъекты авторского права
Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.
Когда автор решает передать другому человеку возможность материально использовать произведение, то сам он в дальнейшем уже не сможет этого делать. Здесь возникает приобретенное право. И теперь использовать интеллектуальную собственность в имущественных целях может только новый владелец, который именуется правообладателем.
На практике правообладателями выступают следующие группы лиц:
- предприятия — например, литературные издательства, продюсерские центры, телевизионные компании и все те, кто заинтересован в монетизации результата творческой деятельности оригинального автора;
- работодатели — если автор работал в штате этой фирмы и в результате профессиональной деятельности создал шедевр;
- заказчики — если изначально автор выполнял работу по заказу или техническому заданию другого человека;
- наследники.
Напомним, что правопреемники обладают только имущественными правами на труд, но в моральной точки зрения создатель объекта навсегда остается его автором.
В этом случае на каждом произведении автора новый правообладатель должен указывать символ охраны авторского права. Он должен быть размещен на каждом новом экземпляре и выглядеть следующим образом: © Иванов И.И., 2006. Важно отметить имя автора и год первой публикации его произведения.
Такую систему оповещения об авторстве придумали в Женеве в 1952 году. Тогда была издана Всемирная конвенция. Однако на данный момент этот значок зачастую носит информационный характер о том, что материал был скопирован.
Объекты авторского права
В статье 1259 Гражданского кодекса РФ приведен достаточно полный список объектов авторского права. Ими являются любые предметы интеллектуальной собственности и результаты творческой деятельности: например, музыка, книги, научные статьи, базы данных и многое другое.
А что, если вы переработали чужое произведение и привнесли туда что-то свое? Такой труд называется производным и также охраняется законом. Такая же ситуация с составными произведениями, когда автор структурировал разные результаты творчества и собрал из них новый уникальный материал.
Объектами авторского права могут быть как опубликованные материалы, так и не изданные. Если произведение не было передано в массовую публикацию, но выражено в письменной или устной форме, в видеоформате или в форме звукозаписи, то такой объект интеллектуальной собственности тоже будет охраняться законом.
В этом вопросе будет проще уточнить, что НЕ принадлежит к объектам авторского права:
- идеи и концептуальные задумки, методы и технологии, а также способы решения каких-либо задача;
- открытия и факты;
- любые государственные бумаги различных уровней управления;
- символы страны и знаки государства, такие как флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное, а также символы и знаки муниципальных образований;
- результаты народного творчества, а также языки программирования;
- сообщения новостного характера.
Таким образом, объектами могут выступать любые результаты интеллектуального труда, которые не попадают в список выше. Стоит отметить и то, что объектом может быть и часть произведения, и конкретный персонаж.
Защита авторских прав
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Согласно статье 1255 Гражданского Кодекса РФ, если автор создал произведение, то он может:
- распоряжаться трудом на свое усмотрение, а также передать его для коммерческого использования другому человеку;
- навсегда закрепить за собой моральное авторство на произведение;
- требовать печать имени на экземплярах даже при условии отчуждения исключительного права;
- опубликовать свой труд и запустить его в массовое обращение;
- настаивать на неприкосновенности результатов его творчества.
Если какой-то человек прочитал в книге замысловатую фразу и решил сделать вид, что он сам ее придумал, то это будет нарушением — плагиатом.
А если, например, издатель выпустил новую книгу на основании уже существующей и указал там другого автора, то это грубое нарушения имущественных прав. Для таких случаев существует два громких и неприятных слова: фальсификат и пиратство.
Главным методом защиты от пиратства и кражи интеллектуальной собственности являются доказательства. То есть вам нужно иметь подтверждение того, что изначально материал принадлежал именно вам. Сформировать такие доказательства можно следующими способами:
- публикация произведения в открытых источниках (СМИ);
- депонирование в авторском обществе или юридической компании;
- нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения;
- использование специальных интернет-сервисов.
Эти методы не обеспечивают автору 100% защиты от фальсификата и плагиата. Однако они могут зафиксировать факт, что ваши публикации и экземпляры существовали на определенную дату.
Ответственность за нарушение авторских прав
Если замечено нарушение имущественных прав, то автор или другой обладатель исключительных прав может обратиться в суд с целью возмещения убытков. Однако статьями 1250, 1252, 1253 Гражданского Кодекса РФ зафиксированы и другие меры ответственности, а именно выплата компенсации:
- в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда;
- в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Во время рассмотрения дела суд приостанавливает использование произведения. То есть производство новых экземпляров и их продажа прекращается.
Такими действиями закон ограждает истинного правообладателя от контрафактных произведений. Также суд может арестовать и изъять все имеющиеся в наличии экземпляры произведения и оборудование, которое необходимо для изготовления.
Источники:
Авторское право
Статья 1259 ГК РФ. Объекты авторских прав
- 1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
- литературные произведения;
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения;
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
- другие произведения.
- К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
- 2. К объектам авторских прав относятся:
- 1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
- 2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.
5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.
- 6. Не являются объектами авторских прав:
- 1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
- 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
- 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
- 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.
1. Статья 1259 регулирует различные аспекты объектов авторского права: способы их выражения, форму, основания возникновения прав на них, а также указывает, какие результаты интеллектуального труда признаются, а какие не могут признаваться объектами авторского права. То есть статья устанавливает круг объектов авторского права.
В пункте 1 рассматриваемой статьи объекты авторского права подразделяются в зависимости от способа их выражения, причем указанное подразделение является традиционным как с точки зрения видов указанных произведений, так и с точки зрения порядка их перечисления.
Так, первыми указаны литературные произведения, имея в виду все возможные жанры таких произведений в прозе и в стихах (рассказы, повести, романы, поэмы, эпиграммы и т.д.).
Следом идут драматические и музыкально-драматические произведения. Эти произведения, с одной стороны, близки к литературным произведениям (особенно драматические), но, с другой стороны, предназначены для театральной постановки. Поэтому их в литературе называют — вместе с хореографическими произведениями и пантомимами — театральными произведениями .
———————————
См. например: Д. Липцик. Авторское право и смежные права. М.: Издательство ЮНЕСКО, 2002. С. 66.
В то же время, учитывая различный способ выражения драматических произведений и произведений хореографии и пантомимы, они разделены.
После музыкально-драматических и хореографических произведений следуют произведения музыкальные с текстом или без текста. Они воспринимаются непосредственно в результате «живого» исполнения или путем прослушивания аудиозаписи или просмотра аудиовизуального произведения (концерта, музыкального фильма и т.д.). Поэтому следом идут аудиовизуальные произведения.
Даже анализ уже перечисленного показывает, что жесткой границы, разделяющей произведения в зависимости от способа их выражения, не существует. Музыкальные произведения могут присутствовать в музыкально-драматических произведениях. Хореографическое произведение, записанное на пленку, становится аудиовизуальным.
Далее следуют произведения изобразительного искусства, архитектуры и другие произведения художественно-пространственных решений. Сюда относятся произведения дизайна, декоративно-прикладного, сценографического и садово-паркового искусства.
Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, представляют собой особую группу в том смысле, что не все оригинальные фотографии признаются произведениями. В то же время отграничить фотоснимок от фотографического произведения не всегда просто.
Ведь даже снимок, сделанный с обычного фотоаппарата с использованием автоматических настроек, может представлять художественную ценность. А когда фотограф использует собственные настройки, меняя резкость, глубину, освещенность и другие параметры снимка, ситуация еще более усложняется.
Поэтому в некоторых странах (Австрия, Италия) простые фотографии считаются объектом смежных прав .
———————————
Указ. соч. С. 75.
Наконец, последними указаны научные произведения, выраженные не в литературной форме, а в форме карт, планов, эскизов и пластических произведений. К их числу относятся географические карты, планы топографии и т.д.
Перечень произведений, изложенный в п. 1, не носит исчерпывающего характера. Возможны и другие произведения, что прямо отмечено в рассматриваемом пункте.
В пункте 1 указаны и программы для ЭВМ, поскольку они являются объектами со своей специфической формой выражения. В то же время их нельзя отнести к произведениям. По сути, все объекты авторского права в связи с этим можно условно разделить на произведения и программы для ЭВМ. Такое разделение имеет свои практические последствия.
Для возникновения, осуществления и защиты прав на произведение не требуется его регистрации или соблюдения иных формальностей. По поводу программы для ЭВМ положение другое: она может быть зарегистрирована.
Более того, если она была зарегистрирована, договоры в отношении такой программы, а также переход исключительного права без договора тоже подлежат регистрации (п. 5 ст. 1262 ГК).
В то же время отнесение последних к числу объектов авторского права потребовало более точного определения их правового режима. Этому служит положение п. 1 о том, что программы для ЭВМ охраняются как литературные произведения.
2. В пункте 2 ст. 1259 дается перечень произведений, которые не являются оригинальными. Результат творческой деятельности редко бывает абсолютно оригинальным с точки зрения его содержания.
Использование сюжетов из жизни, рассказов знакомых, исторических событий является важнейшим условием творческой деятельности автора. Источником творчества автора может стать и другое произведение. В этом случае произведение может быть как оригинальным, так и производным.
В первом случае автор использует чаще всего содержание одного произведения для создания другого, иногда с помощью того же способа выражения. Например, использование А.С. Пушкиным содержания отдельных глав «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина для создания «Бориса Годунова».
Но автор может не просто заимствовать сюжет, героев из другого произведения, а осуществить его переработку путем перевода на русский язык или инсценировки. В этом случае речь идет о производных произведениях.
Творческий характер может носить даже подбор или расположение произведений или других материалов, не охраняемых авторским правом (например, сборники, справочники, антологии).
При этом производные и составные произведения могут быть отнесены к различным видам объектов авторского права с точки зрения их формы и способов выражения (литературные, музыкальные). Именно поэтому они выделяются в п. 2 комментируемой статьи.
3. В пункте 3 указываются те формы, в которых могут существовать произведения.
Форма произведения имеет два аспекта. Во-первых, как основа правовой охраны произведения, т.е. те характеристики произведения, которые отражают творчество автора: язык, способ изложения, форма подачи информации и т.д.
Во-вторых, форма представляет собой способ объективизации произведения, то, благодаря чему произведение становится доступным другим лицам. То есть, по сути, речь идет о способах фиксации и (или) «доведения». Причем эти способы позволяют фиксировать и «доводить» не только произведения, но и любую необходимую информацию.
Пункт 3 говорит как раз о таких формах. Гражданский кодекс не содержит требования о воспроизводимости применительно к форме произведения. Однако следует отметить, что любая форма, в которой может быть выражено произведение и которая делает его доступным публике, предполагает возможность воспроизведения.
В противном случае оно не является формой произведения.
Кодекс содержит традиционные формы, в которых может быть выражено произведение:
письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
устная (публичное произнесение, публичное исполнение и пр.);
звуко- и видеозапись (например, механическая, магнитная, цифровая, оптическая);
изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);
объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);
а равно другие формы.
При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Одно и то же произведение может вначале находиться в одной форме, а затем в другой. Например, поэт придумал стихотворение, которое сразу публично произнес, а затем записал. То есть сначала мы имели дело с устной формой, а потом форма стала письменной.
Одно и то же произведение может быть воплощено в разных формах. Музыкальное произведение может существовать в виде нотной записи и в виде звукозаписи.
Для устной формы характерно то, что она всегда сопряжена с обнародованием произведения. Если поэт прочел придуманное им стихотворение в пустом зале, то говорить о наличии устной формы произведения просто бессмысленно; произведение нельзя признать объективизированным. Если же осуществляет запись, то произведение также будет существовать не в устной форме, а в форме звуко- или видеозаписи.
Закрепление произведения в какой-либо форме (за исключением устной) связано с появлением его материального носителя (бумага, блокнот, кассета, картина, диск, скульптура, макет и т.д.).
Перечень форм в соответствии с п. 3 — не закрытый, допускаются иные формы. К их числу следует отнести запись литературного произведения в память ЭВМ, поскольку это нельзя отнести ни к письменной форме, ни к изображению, ни к звуко- или видеозаписи.
4. Многоплановость аспектов творческой деятельности создает условия для использования не только произведения в целом, но и отдельных его частей или даже отдельных образов (персонажей), созданных автором, как самостоятельных результатов интеллектуальной деятельности.
Возможность признаваться самостоятельным результатом творческого труда влечет возможность отдельного использования частей произведения, его названия и персонажей, а значит, необходимость признания их в качестве объектов авторского права наряду с произведением в целом.
Это предусмотрено в п. 7 рассматриваемой статьи. В соответствии с этим пунктом объектом охраны могут выступать часть произведения, его название или персонаж. При этом с точки зрения коммерческого использования интересны как раз такие части, названия, персонажи, которые являются результатом творческой деятельности.
Наибольший интерес представляет персонаж — образ, созданный автором. В основе этого образа может быть реальный человек или даже историческая личность. Но с точки зрения правовой охраны важно установить те черты, свойства, манеры персонажа, которые явились результатом творческой деятельности автора. Именно из них складывается персонаж как объект авторского права.
5. Наконец, в п. п. 5 и 6 комментируемой статьи устанавливаются явления объективной действительности, которые не могут быть объектом авторского права. Они разбиты на две группы. К первой (п.
5) относятся такие результаты творческой деятельности, которые не охраняются авторским правом, но им может быть предоставлена охрана (но не всем!) с помощью других институтов интеллектуальных прав.
Например, способы и решения технических задач могут быть признаны в соответствии с п. 1 ст. 1350 ГК изобретением. Методы и решения организационных задач, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность, могут быть признаны секретом производства.
Научные открытия представляют собой неохраняемый результат интеллектуальной деятельности, поскольку они не включены в перечень объектов интеллектуальных прав, указанный в п. 1 ст. 1225 ГК.
Сведения, документы, символы и знаки, указанные в п. 6, могут быть результатом творческого труда их авторов и с точки зрения своей сущности не отличаться от других объектов авторского права — произведений литературы, науки, искусства.
Однако публичные интересы применительно к данным объектам абсолютно несовместимы с возможностью предоставления им какой бы то ни было частноправовой охраны.
Использование официальных документов, флагов, гербов, орденов, денежных знаков не может быть обусловлено соблюдением авторских прав на них, что предопределяет отсутствие их в числе объектов этих прав.
Произведения фольклора (народные песни, частушки, пословицы, поговорки) не имеют конкретных авторов и в силу этого не могут быть объектами авторских прав.
Сообщения, указанные в подп. 4 п. 6, нельзя отнести к произведениям.
Они сводятся исключительно к доведению конкретного факта, например, о том, что поезд N 121 отправляется с четвертого пути, а программа о животных выйдет в эфир в 15 ч. 30 мин.
С этой точки зрения они не могут рассматриваться как результат творчества со всеми вытекающим последствиями. В то же время оформление таких сообщений, анонсы, комментарии и пр. могут стать объектами авторских прав.
Справка по авторскому праву
Авторское право (англ. copyright) – это право автора произведения на его использование («копирование») и получение дохода от его использования.
Авторское право действует на произведения литературы, науки и искусства: художественные и научные тексты (в том числе переводы), двумерные изображения (картины, фотографии, кинофильмы), объёмные объекты (скульптуры, архитектурные сооружения), музыкальные произведения (нотная запись) и т.п.
Авторское право является интеллектуальным правом и включают в себя имущественное право – т.н. исключительное право – и «моральные» права автора.
Авторское право регулируется международными соглашениями и национальным законодательством (см. Бернская конвенция, Всемирная конвенция об авторском праве, Гражданский кодекс РФ, часть 4).
Автор
Автором произведения является гражданин, творческим трудом которого оно создано, в том числе в соавторстве.
Лица, оказывающие автору только техническое, организационное или консультационное содействие в подготовке произведения (редакторы, корректоры, рецензенты и др.), не признаются авторами и не получают какие-либо права на произведение.
Моральные права автора
Личные неимущественные («моральные») права автора – право называться автором, право на имя, право на обнародование и право на неприкосновенность произведения – действуют бессрочно, в том числе после перехода произведения в общественное достояние, и являются неотъемлемыми.
Исключительное (имущественное) право
При создании произведения у его автора возникает исключительное право на использование результатов своей интеллектуальной деятельности, которое автор может передать третьим лицам, в том числе на весь срок действия исключительного права, по договору отчуждения исключительного права на произведение.
Исключительное право на служебное произведение (т.е. созданное работником в рамках своих служебных обязанностей) принадлежит работодателю.
При отчуждении оригинала произведения авторское право автоматически не передается.
Лицензия
- Обладатель исключительных авторских прав на произведение может предоставить другой стороне лицензию – право на использование произведения для оговорённых целей и на указанный срок.
- При предоставлении простой (неисключительной) лицензии правообладатель (лицензиар) сохраняет право выдачи аналогичных лицензий другим лицам.
- При предоставлении исключительной (эксклюзивной) лицензии получатель лицензии (лицензиат) является единственным обладателем переданного ему права на использование.
Срок охраны
Авторские (имущественные) права охраняются в течение срока жизни автора произведения и 70 лет после его смерти.
Знак охраны ©
Охрана имущественного авторского права является автоматической и не зависит от каких-либо формальностей, тем не менее рекомендуется использовать знак © с указанием года публикации произведения и имени правообладателя.
Общественное достояние
После истечения срока охраны имущественных прав произведение переходит в общественное достояние (англ. public domain), и его можно использовать и воспроизводить свободно, без ограничений.
Произведения в открытом доступе
Произведения, опубликованные в сети Интернет либо другим образом и находящиеся в открытом доступе, а также произведения, автор которых неизвестен или неизвестно его местонахождение (т.н. orphan works), охраняются авторским правом.
Использование несвободных произведений
Любое использование защищённых авторским правом произведений в любых целях допускается только с разрешения автора, наследника или другого правообладателя. Такое разрешение должно быть оформлено в виде письменного лицензионного договора.
Допускается использование ранее опубликованных произведений, защищённых авторским правом, в учебных и научных целях (fair use). Однако такое использование ограничено цитированием в целях полемики и критики в незначительном объёме, не наносящем ущерб коммерческим интересам правообладателя.
Авторское право переводчика
У переводчика иностранного текста возникает авторское право на созданный им текст перевода, который считается новым литературным произведением.
Авторское право на текст перевода действует в течение обычного срока охраны, даже если оригинальное произведение на иностранном языке перешло в общественное достояние.
Текст перевода может быть использован только с разрешения обладателя прав на оригинальное литературное произведение, если оно не перешло в общественное достояние. Необходимо также соблюдать моральные права автора оригинального произведения.
Авторское право на изображения
Изображение является произведением искусства и охраняется авторским правом.
В момент создания изображения любым способом (механическим, фотографическим или электронным) у автора изображения возникает авторское право. Таким образом, фотограф, кинооператор, художник либо их работодатель обладают исключительным правом на созданные ими изображения.
Изображение произведения искусства может быть использовано только с разрешения обладателя прав на оригинальное произведение, запечатлённое на этом изображении (скульптуры, здания и сооружения, картины и иллюстрации и т.п.)
При изображении произведений, перешедших в общественное достояние, за создателем производного изображения сохраняется отдельное авторское право.
Однако для репродукций двумерных произведений искусства, находящихся в общественном достоянии – обложек, иллюстраций, картин, гравюр, фотографий, открыток и т.п., – авторское право создателя репродукции обычно не признаётся.
Разрешается свободное использование изображений произведений архитектуры, расположенных в местах, открытых для общественного доступа, либо видных из этих мест (свобода панорамы).
Открытые (свободные) лицензии
Автор произведения, защищённого авторским правом, может разрешить его свободное использование неограниченному и заранее неизвестному кругу лиц, подписав открытую (свободную) неисключительную лицензию. Автор должен явно разрешить изменение и коммерческое использование произведения, при этом требуется соблюдать его моральные права – всегда указывать имя автора и не нарушать целостность произведения.
Изображения произведений, находящиеся в свободном доступе в Интернете, но без указания на открытую (свободную) лицензию, нельзя использовать без разрешения автора произведения, оформленного в виде письменного лицензионного договора. Указание имени автора, а также ссылки на архивный источник или на размещённую в свободном доступе копию произведения, не заменяет получение разрешения на использование произведения.
- Произведения со свободной лицензией Creative Commons (CC-BY) публикуют Wikimedia Commons (ВикиСклад), Openclipart, Wikimapia, OpenStreetMap, WikiSource, Intratext и др.
- Pixabay, Unsplash и др. используют свою собственную свободную лицензию
- Произведения, размещённые на Flickr, можно свободно использовать только в том случае, если в описании изображения указана лицензия Creative Commons.
Авторские права: как не нарушить их
Фотографии из Гугла для группы в соцсети, музыка в кофейне и программа без лицензии могут обернуться потерей денег для предпринимателя. В статье рассказываем, как законно брать контент и не нажить проблем.
В чём проблема с контентом
Изображения, тексты, программы — это объекты авторских прав, или интеллектуальная собственность. Вот список объектов, которые считаются интеллектуальной собственностью по ст. 1225 ГК РФ:
- — текст;
- — фото;
- — дизайн;
- — рисунок;
- — песня и её исполнение;
- — фильм;
- — видеоролик;
- — подкаст, передача;
- — программа, база данных;
- — товарный знак: название, логотип, слоган;
- — персонаж книги, мультфильма, кино;
- — изобретения и секреты производства.
У каждого объекта есть автор — тот, кто его создал. Он же правообладатель интеллектуальной собственности. Когда автор продаёт произведение, правообладателем становится тот, кто купил его у автора. Программист написал код — он автор и правообладатель. Фирма купила его для бизнеса — теперь она правообладатель.
Как и обычные вещи, интеллектуальную собственность нельзя брать без согласия правообладателя. Нельзя производить ткань с рисунком из книги, постить фото из блога конкурента, заливать на сайт чужие тексты. Это называется исключительным правом — ст. 1229 ГК РФ.
Важно знать, что если контент открыто выложен в интернете, это ещё не значит, что его можно копировать.
Есть миф, что авторские права защищают только специальные символы, подпись автора и угрожающие надписи наподобие «информация на сайте не подлежит распространению». Это не так. Отсутствие запрета не считается разрешением — ст.
1229 ГК РФ. А правообладатель легко докажет авторство, например, свидетельством о депонировании произведения, и взыщет с вас деньги.
Статья: Как защитить авторские права: 9 способов
Если правообладатель контента не обнаружил кражу и не подал в суд на компенсацию — это всего лишь вопрос времени и везения.
Что будет за нарушение авторских прав
Если совсем коротко, то предпринимателю запретят пользоваться контентом и заставят заплатить компенсацию. Например, попросят убрать из магазина товар с чужим логотипом и заплатить правообладателю 200 000 рублей. При этом не возместят деньги за закупку и упущенную прибыль. А за кражу товарного знака дополнительно оштрафуют в пользу государства.
Статья: Как получить компенсацию за нарушение авторских прав
Теперь подробно.
Гражданская ответственность: заплатить правообладателю
По иску правообладателя суд заставит предпринимателя сделать следующее по ст. 1252 ГК РФ:
— Прекратить использование. Удалить чужие фото товара с сайта, перестать пользоваться программой без лицензии.
— Проставить автора и ссылку на источник. Если перепечатали или процитировали, но выглядит как будто это своё.
— Уничтожить контрафактный товар за свои деньги. Например, игрушки в виде персонажей мультфильма, которые продаются без договора с владельцем товарного знака.
— Заплатить убытки или компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей. Как вариант — в двукратном размере стоимости лицензионной программы — ст. 1301, ст. 1311, ст. 1515 ГК РФ.
— Опубликовать решение суда о нарушении авторского права.
До рассмотрения спора суд может заблокировать спорные материалы на сайте по ст. 1302 ГК РФ. Например, обучающий канал, где выложены чужие видеоуроки. Работать через такой ресурс во время блокировки не получится несколько месяцев.
Административная ответственность: штраф государству
За чужой товарный знак нарушителей штрафуют по ст. 14.10 КоАП РФ. Штраф за копирование для граждан — от 5 000 до 10 000 рублей, для организаций — от 50 000 до 200 000 рублей. Штраф за продажу товаров с чужим товарным знаком для граждан — в размере двукратной стоимости товара, для организаций — в размере пятикратной стоимости. И это не считая компенсации для владельца товарного знака.
Уголовная ответственность: наказание от государства за кражу товарного знака и плагиат
Если владелец логотипа потерял из-за вас больше 250 000 рублей, это уже уголовная ответственность по ст. 180 УК РФ. Наказание — от штрафа в 100 000 рублей до лишения свободы на два года.
За присвоение авторства и торговлю контрафактом тоже дают судимость, когда правообладатель упустил прибыль больше 100 000 рублей. Наказание примерно как за предыдущее преступление — от штрафа до тюрьмы по ст. 146 УК РФ.
Как не нарушить авторские права
Чтобы не попасть на компенсацию и не потратиться на муторные суды, нужно следовать простому правилу: всегда брать контент с разрешения правообладателя. Для коммерческого использования рекомендации примерно такие.
Заключать с правообладателями договоры
Для законного использования интеллектуальной собственности с правообладателем заключают платные договоры на передачу исключительных прав.
Когда объект забирают навсегда, оформляют договор на отчуждение исключительного права — ст. 1234 ГК РФ. Такой договор можно заключить с фотографом или иллюстратором, если покупаете готовый контент для сайтов или буклетов. Тогда фото и рисунки станут уже вашей собственностью. Если захотите, сами сможете продать их на другой сайт. Единственное — всегда надо указывать автора.
Во временное пользование объект берут по лицензионному договору — ст. 1235 ГК РФ. Это чем-то похоже на аренду. Лицензии оформляют на программы, музыку, видео. Обычно лицензионные соглашения публикуют на сайте, откуда скачивают контент. Например, вот так выглядит договор на использование сервиса Эльба.
Иногда за лицензию не надо платить, например, в фотостоках.
Контент на заказ делают по договору авторского заказа или договору подряда — ст. 1288, 1296 ГК РФ. Авторский заказ оформляют с физлицом, подряд — с фирмой.
При оформлении договора на контент проследите, чтобы исключительное право на объект переходило к заказчику, а не передавалось по лицензии.
Иначе рискуете через пару лет увидеть свой фирменный стиль у другого сайта. Потому что срок лицензии истёк.
Для фоновой музыки в баре, парикмахерской и магазине тоже покупают лицензию. Как безопасно включать музыку в помещении для клиентов — тема отдельного большого разбора. В общих чертах дела обстоят так.
У каждой песни есть исполнитель, автор текста и композитор. Сама песня — интеллектуальная собственность, и включать её в коммерческом заведении для посетителей можно только с разрешения правообладателя.
Чаще всего авторы песен передают права специальной организации — Российскому авторскому обществу (РАО). Такая организация становится правообладателем и от имени музыкантов проверяет заведения, где играет музыка.
А после проверки предлагает заключить лицензионное соглашение и платить ежемесячные авторские вознаграждения, а за уже проигранное — заплатить компенсацию.
Один предприниматель заплатил РАО по решению суда 160 000 рублей за музыку в кафе без лицензии — дело № А32-27234/2018. Так что это не просто юридический миф.
Поэтому лучше купить лицензию у правообладателя, платить каждый месяц и не дожидаться иска. Как вариант, брать музыку с открытой лицензией или из общественного достояния — об этом ниже.
Соблюдать правила цитирования
Цитирование — когда берут часть объекта в неизменном виде. Упоминаете отрывок чужого текста в посте группы в Фейсбуке — это цитирование.
Чтобы взять отрывок, не надо получать разрешение правообладателя и платить деньги. Это считается свободным использованием произведения по ст. 1274 ГК РФ. Цитировать можно не только текст, но и любой объект интеллектуальной собственности. То есть фото и видео тоже. Так пояснил Пленум ВС в п. 98 Постановления № 10 от 23.04.2019 г.
Для законного цитирования надо соблюдать четыре правила. Они изложены в п. 1 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ и конкретизированы в Определении ВС № 305-ЭС16-18302.
- Цель цитирования — информационная, научная, образовательная или культурная.
- Обязательно указать автора.
- Брать можно опубликованный (обнародованный) объект, на источник заимствования надо поставить ссылку.
- Отрывок берут в объёме, оправданном целью цитирования.
Пример цитирования, за которое не наказали.
Федеральный телеканал снял документальный фильм о влиянии на здоровье пальмового масла. В фильм взяли фрагмент другого фильма о процессе создания заменителей молочного жира. Автор не давал согласие на использование своего произведения. Поэтому пошёл в суд за компенсацией и вырезкой фрагментов. Суд он проиграл, потому что телеканал не нарушил требования к цитированию.
В фильме говорят о проблемах продуктов питания в жанре журналистского расследования, значит цель цитирования — информационная. Фильм истца опубликован на Ютубе, то есть обнародован. Автор указан. У фильмов одна тематика — про заменители молочного жира. Спорный фильм длится 15 минут, кадры из чужого взяты на 14 и 49 секунд. Объём оправдан и ничего не нарушено — дело № А40-32542/2018.
При цитировании важно не удалять знак копирайта © и подпись автора. Даже если перепечатали правильно, за удаление водяных знаков нарушитель платит компенсацию по ст. 1300 ГК РФ.
Брать контент с открытой лицензией
Открытая лицензия (Creative Commons) — когда правообладатель разрешил скачивать произведение из открытого доступа бесплатно на определенных условиях — ст. 1286.1 ГК РФ. Лицензии Creative Commons — легальный способ использования чужого контента. Для коммерческого использования рядом с произведениям должна стоять отметка CC Attribution или Free for commercial use.
Например, фото ищут в расширенном поиске Гугла или на сайтах типа Flickr и Unsplash. Для музыки есть бесплатные ресурсы наподобие Free Music Archive.
Брать произведения из общественного достояния
Когда закон перестаёт защищать авторские права, интеллектуальная собственность переходит в общественное достояние. Ищите такие произведения с пометкой Public domain. Это значит произведение можно использовать бесплатно и без чьего-либо разрешения, но с указанием автора — ст. 1282 ГК РФ.
По общему правилу защита произведения заканчивается через 70 лет после 1 января следующего года после смерти автора. В некоторых случаях срок считается немного иначе. Например, для авторов, которые работали в период ВОВ, срок составляет 74 года. То есть совсем старые фото, песни, тексты, картины и фильмы находятся в общественном достоянии, за них не платят.
Быть осторожным с узнаваемыми брендами
Известные изображения, слоганы и персонажи с большой вероятностью зарегистрированы как товарные знаки. За бездоговорное использование нарушитель платит компенсацию, даже если сам не виноват. Это касается и российских, и иностранных брендов.
Например, владелец британского товарного знака «Свинка Пеппа» отсудил у предпринимателя 140 000 рублей за бездоговорное использование этого персонажа. Хотя предприниматель просто продавала в отделе торгового центра игрушки в виде героев мультфильма, которые где-то закупила — дело № А09-5684/2018.
Поэтому проверяйте, нет ли в товаре и рекламе узнаваемых изображений.
А если уже ваши логотип и название стали популярны, зарегистрируйте свой товарный знак, пока его не украли конкуренты. Иначе даже тут станете нарушителем.
Курс: Как защитить свой бренд
Статья актуальна на 06.01.2022