73 ФЗ О государственной судебно-экспертной деятельности: как, где, когда и кем применяется

Судебная экспертиза — это СД, представляющее собой особую, установленную уголовно-процессуальным законом форму исследования доказательств, производящуюся по поручению следователя, органа дознания, прокурора, суда лицами, сведущими в специальных отраслях знания, и завершающуюся составлением заключения по специальным вопросам.
  • Экспертиза назначается, когда необходимы специальные познания в области науки, техники, искусства или ремесла.
  • Задачей производства судебной экспертизы является получение новых знаний (сведений) за счет проведения исследования лицами, сведущими в специальных отраслях знания (но не юриспруденции).
  • Фактическим основанием назначения и производства экспертизы являются доказательства (содержащиеся в доказательствах, на теле обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля сведения), исследование которых с помощью специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле могут привести к появлению в УД новых сведений (доказательств).
  • Юридическим основанием является постановление следователя, дознавателя.

Разновидности экспертиз по объекту исследования: СМЭ (по телесным повреждениям, при смерти); судебно-биологическая (по следам крови, слюны, спермы и т.п.); физико-химическая (по микроволокнам); химическая (по наркотикам, краске и т.п.

); баллистическая (по огнестрельному оружию и его составляющим); СПЭК; психолого-психиатрическая (по несовершеннолетним для установления возраста или соответствия возрасту); судебно-бухгалтерская (по экономическим преступлениям); экономическая; авто-техническая (по ДТП); трасологическая (по следам обуви, взлома, трансп.средства и т.п.

); дактилоскопическая (по отпечаткам и следам пальцев рук); товароведческая; экспертиза документов (для выявления подделок); почерковедческая и т.п.

Процессуальные виды экспертиз:

1. первоначальная;

2. дополнительная (ст. 207 УПК) – назначается, когда первоначальное заключение недостаточно ясно или полно, или когда возникла необходимость в разрешении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств. Производство данной экспертизы может быть поручено как тому же эксперту, который проводил первоначальную эксперту, так и другому эксперту.

3. повторная (ст. 207 УПК) — проводится, когда возникли сомнения в обоснованности заключения эксперта, или имеются противоречия в выводах эксперта. Вопросы перед экспертом ставятся те же, что и в первоначальной экспертизе. При назначении повторной экспертизы ее производство поручается другому эксперту.

4. комиссионная (ст. 200 УПК) – назначается, когда производство экспертизы вызывает особую сложность. Производится не менее, чем двумя экспертами.

5. комплексная (ст. 201 УПК) – назначается, когда необходимы специальные познания в разных отраслях науки (например, медико-биологическая, физико-химическая и т.п.). При производстве данной экспертизы участвуют эксперты разных специальностей.

Вопрос о назначении экспертизы решается следователем в каждом конкретном случае исходя из ситуации по делу. Однако в некоторых случаях производство экспертизы является обязательным и от усмотрения следователя не зависит. Эти случаи зафиксированы в ст. 196 УПК.

Данный перечень не является исчерпывающим. На практике обязательно назначение экспертизы по УД о ДТП, незаконном обороте наркотиков, поджоге и т.п.

О назначении экспертизы следователь выносит постановление, а в случае необходимости помещения подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства СМЭ или СПЭК, возбуждает перед судом ходатайство, содержание которого регулируется ч. 1 ст. 195 УПК РФ.

Вопросы, которые ставятся эксперту на разрешение, должны быть тщательно подготовлены и правильно сформулированы. Лишь краткие, ясные вопросы, соответствующие уровню специальных познаний эксперта, будут способствовать получению объективного заключения.

В противном случае, как свидетельствует практика, проведение экспертизы нередко теряет смысл и влечет за собой необходимость назначения дополнительной или повторной экспертизы.

Поэтому следователю перед формулированием вопросов эксперту целесообразно получить консультацию соответствующего специалиста или обратиться к специальной литературе.

73 ФЗ О государственной судебно-экспертной деятельности: как, где, когда и кем применяется

Вопросы задаются только в области специальных отраслей знаний. Данные вопросы и заключение эксперта не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Нельзя задавать вопросы юридического характера.

Однако эта позиция не бесспорна, так как вопросы о том, что нарушались ли, какие именно и кем специальные нормы, обеспечивающие безопасность дорожного движения, судовождения на морских и воздушных судах; безопасность строительных работ, эксплуатации промышленных объектов, механизмом и т.п. (соответствовали ли определенные действия предписанным правилам), могут ставиться перед экспертом. Вместе с тем исследование экспертом факта и характера соответствующих нарушений может относиться лишь к отдельным обстоятельствам событий и действий лица в нем, но не устанавливать состав преступления в полном объеме.

Экспертиза может производиться (ст. 199 УПК):

1. в экспертном учреждении;

2. вне экспертного учреждения.

Существуют:

Государственные экспертные учреждения Иные (негосударственные) экспертные учреждения
Это специализированные государственные учреждения и (или) их подразделения, основной функцией которых является организация и производство экспертизы. Организации, осуществляющие производство экспертизы по заказам юридических и физических лиц на договорной основе.  
Данные учреждения имеют свой профиль и территориальную зону обслуживания. Существуют в органах МВД, ФСБ, Минюста, Минздрава. Могут быть однопрофильными, многопрофильными. Не имеют территориальной зоны обслуживания. Не подчинены никаким государственным органам. Должны иметь лицензию на осуществление экспертной деятельности.
Работники этих учреждений являются государственными судебными экспертами и производят экспертизу в порядке своих служебных обязанностей. Производят экспертизы, когда специалистов нужного профиля нет в государственном экспертном учреждении.
Деятельность данных органов регламентирована ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Нет специального закона.

Помимо указанных учреждений следователь может поручить производство экспертизы любому лицу, обладающему специальными познаниями.

Порядок направления материалов УД для производства судебной экспертизы в этих учреждениях регулируется ст. 199 УПК.

При получении постановления о назначении экспертизы экспертом любого учреждения или иным лицом, которому поручено производство экспертизы, они дают подписку об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Государственные судебные эксперты дают такую подписку при вступлении на должность, и поэтому отбирать ее каждый раз при поручении им конкретной экспертизы нет необходимости.

При поручении производства экспертизы экспертам негосударственных экспертных учреждений или иным лицам следователь обязан собрать данные о его компетентности и проверить, нет ли оснований к отводу эксперта.

Результаты проведенной экспертизы фиксируются в заключении эксперта, содержание которого регламентировано ст. 204 УПК РФ.

УПЗ не устанавливает в отношении заключения эксперта каких-либо исключений из общих правил проверки и оценки доказательств. Как и всякое иное доказательство, оно не имеет заранее установленной силы и не является обязательным для следователя.

Права участников уголовного судопроизводства при производстве экспертизы.

Следователь. Ст. 197 УПК.

Подозреваемый, обвиняемый, защитник. Ст. 206 УПК.

Потерпевший, свидетель. Ст.ст. 198, 206 УПК.

Если для производства экспертизы необходимо помещение лица в медицинский или психиатрический стационар, как правило, при производстве СМЭ или СПЭК, то данное помещение производится:

1. для лиц, не содержащихся под стражей, — на основании судебного решения (ч.2 ст. 203 УПК);

2. для лиц, содержащихся под стражей, — на основании постановления следователя.

Судебная экспертиза — это СД, представляющее собой особую, установленную уголовно-процессуальным законом форму исследования доказательств, производящуюся по поручению следователя, органа дознания, прокурора, суда лицами, сведущими в специальных отраслях знания, и завершающуюся составлением заключения по специальным вопросам.
  1. Экспертиза назначается, когда необходимы специальные познания в области науки, техники, искусства или ремесла.
  2. Задачей производства судебной экспертизы является получение новых знаний (сведений) за счет проведения исследования лицами, сведущими в специальных отраслях знания (но не юриспруденции).
  3. Фактическим основанием назначения и производства экспертизы являются доказательства (содержащиеся в доказательствах, на теле обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля сведения), исследование которых с помощью специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле могут привести к появлению в УД новых сведений (доказательств).

  4. Юридическим основанием является постановление следователя, дознавателя.

Разновидности экспертиз по объекту исследования: СМЭ (по телесным повреждениям, при смерти); судебно-биологическая (по следам крови, слюны, спермы и т.п.); физико-химическая (по микроволокнам); химическая (по наркотикам, краске и т.п.

); баллистическая (по огнестрельному оружию и его составляющим); СПЭК; психолого-психиатрическая (по несовершеннолетним для установления возраста или соответствия возрасту); судебно-бухгалтерская (по экономическим преступлениям); экономическая; авто-техническая (по ДТП); трасологическая (по следам обуви, взлома, трансп.средства и т.п.

); дактилоскопическая (по отпечаткам и следам пальцев рук); товароведческая; экспертиза документов (для выявления подделок); почерковедческая и т.п.

Процессуальные виды экспертиз:

1. первоначальная;

2. дополнительная (ст. 207 УПК) – назначается, когда первоначальное заключение недостаточно ясно или полно, или когда возникла необходимость в разрешении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств. Производство данной экспертизы может быть поручено как тому же эксперту, который проводил первоначальную эксперту, так и другому эксперту.

Читайте также:  Отказ от страховки по кредиту после оформления в РФ: правовые особенности

3. повторная (ст. 207 УПК) — проводится, когда возникли сомнения в обоснованности заключения эксперта, или имеются противоречия в выводах эксперта. Вопросы перед экспертом ставятся те же, что и в первоначальной экспертизе. При назначении повторной экспертизы ее производство поручается другому эксперту.

4. комиссионная (ст. 200 УПК) – назначается, когда производство экспертизы вызывает особую сложность. Производится не менее, чем двумя экспертами.

5. комплексная (ст. 201 УПК) – назначается, когда необходимы специальные познания в разных отраслях науки (например, медико-биологическая, физико-химическая и т.п.). При производстве данной экспертизы участвуют эксперты разных специальностей.

Вопрос о назначении экспертизы решается следователем в каждом конкретном случае исходя из ситуации по делу. Однако в некоторых случаях производство экспертизы является обязательным и от усмотрения следователя не зависит. Эти случаи зафиксированы в ст. 196 УПК.

Данный перечень не является исчерпывающим. На практике обязательно назначение экспертизы по УД о ДТП, незаконном обороте наркотиков, поджоге и т.п.

О назначении экспертизы следователь выносит постановление, а в случае необходимости помещения подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства СМЭ или СПЭК, возбуждает перед судом ходатайство, содержание которого регулируется ч. 1 ст. 195 УПК РФ.

Вопросы, которые ставятся эксперту на разрешение, должны быть тщательно подготовлены и правильно сформулированы. Лишь краткие, ясные вопросы, соответствующие уровню специальных познаний эксперта, будут способствовать получению объективного заключения.

В противном случае, как свидетельствует практика, проведение экспертизы нередко теряет смысл и влечет за собой необходимость назначения дополнительной или повторной экспертизы.

Поэтому следователю перед формулированием вопросов эксперту целесообразно получить консультацию соответствующего специалиста или обратиться к специальной литературе.

Вопросы задаются только в области специальных отраслей знаний. Данные вопросы и заключение эксперта не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Нельзя задавать вопросы юридического характера.

Однако эта позиция не бесспорна, так как вопросы о том, что нарушались ли, какие именно и кем специальные нормы, обеспечивающие безопасность дорожного движения, судовождения на морских и воздушных судах; безопасность строительных работ, эксплуатации промышленных объектов, механизмом и т.п. (соответствовали ли определенные действия предписанным правилам), могут ставиться перед экспертом. Вместе с тем исследование экспертом факта и характера соответствующих нарушений может относиться лишь к отдельным обстоятельствам событий и действий лица в нем, но не устанавливать состав преступления в полном объеме.

Экспертиза может производиться (ст. 199 УПК):

1. в экспертном учреждении;

2. вне экспертного учреждения.

Существуют:

Государственные экспертные учреждения Иные (негосударственные) экспертные учреждения
Это специализированные государственные учреждения и (или) их подразделения, основной функцией которых является организация и производство экспертизы. Организации, осуществляющие производство экспертизы по заказам юридических и физических лиц на договорной основе.  
Данные учреждения имеют свой профиль и территориальную зону обслуживания. Существуют в органах МВД, ФСБ, Минюста, Минздрава. Могут быть однопрофильными, многопрофильными. Не имеют территориальной зоны обслуживания. Не подчинены никаким государственным органам. Должны иметь лицензию на осуществление экспертной деятельности.
Работники этих учреждений являются государственными судебными экспертами и производят экспертизу в порядке своих служебных обязанностей. Производят экспертизы, когда специалистов нужного профиля нет в государственном экспертном учреждении.
Деятельность данных органов регламентирована ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Нет специального закона.

Помимо указанных учреждений следователь может поручить производство экспертизы любому лицу, обладающему специальными познаниями.

Порядок направления материалов УД для производства судебной экспертизы в этих учреждениях регулируется ст. 199 УПК.

При получении постановления о назначении экспертизы экспертом любого учреждения или иным лицом, которому поручено производство экспертизы, они дают подписку об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Государственные судебные эксперты дают такую подписку при вступлении на должность, и поэтому отбирать ее каждый раз при поручении им конкретной экспертизы нет необходимости.

При поручении производства экспертизы экспертам негосударственных экспертных учреждений или иным лицам следователь обязан собрать данные о его компетентности и проверить, нет ли оснований к отводу эксперта.

Результаты проведенной экспертизы фиксируются в заключении эксперта, содержание которого регламентировано ст. 204 УПК РФ.

УПЗ не устанавливает в отношении заключения эксперта каких-либо исключений из общих правил проверки и оценки доказательств. Как и всякое иное доказательство, оно не имеет заранее установленной силы и не является обязательным для следователя.

Права участников уголовного судопроизводства при производстве экспертизы.

Следователь. Ст. 197 УПК.

Подозреваемый, обвиняемый, защитник. Ст. 206 УПК.

Потерпевший, свидетель. Ст.ст. 198, 206 УПК.

Если для производства экспертизы необходимо помещение лица в медицинский или психиатрический стационар, как правило, при производстве СМЭ или СПЭК, то данное помещение производится:

1. для лиц, не содержащихся под стражей, — на основании судебного решения (ч.2 ст. 203 УПК);

2. для лиц, содержащихся под стражей, — на основании постановления следователя.

Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также – эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

(Статья в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2001 года Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 февраля 2007 года Федеральным законом от 5 февраля 2007 года № 10-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 409-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.

Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

  • Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
  • Судебно-экспертные исследования (далее – исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.
  • Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Читайте также:  Через сколько времени выходит алкоголь из организма - нормы и как их применять

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях, – медицинская организация государственной системы здравоохранения либо структурное подразделение медицинской или иной организации государственной системы здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение;

(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, – медицинская организация государственной системы здравоохранения либо структурное подразделение медицинской или иной организации государственной системы здравоохранения, оказывающие психиатрическую помощь в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение;

(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

судебно-психиатрическая экспертная медицинская организация – медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях и специально предназначенная для производства судебно-психиатрической экспертизы;

(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

  1. руководитель государственного судебно-экспертного учреждения (далее также – руководитель) – директор или начальник (заведующий) государственного судебно-экспертного учреждения либо приравненного к нему специализированного подразделения, осуществляющий функцию руководства при организации и производстве судебной экспертизы в соответствующем учреждении или подразделении;
  2. судопроизводство – регулируемая процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства гражданских, административных и уголовных дел, а также деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора при возбуждении уголовного дела, проведении дознания и предварительного следствия;
  3. судебная экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (абзац в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 214-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
  4. заключение эксперта – письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом;
  5. образцы для сравнительного исследования – объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения;
  6. повреждение объекта исследования – изменение свойств и состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований.

Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.

Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также – лицо).

При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.

Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом.

В случае, если транспортировка объекта исследований в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (часть в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 214-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских организациях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. В указанных организациях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

Определение уровня квалификации экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень квалификации экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

37121371225073837124371253723737127371285073637130507373713250732

Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ

  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  • О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Принят
  • Государственной Думой
  • 5 апреля 2001 года
  • Одобрен
  • Советом Федерации
  • 16 мая 2001 года
  • Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
  • Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
  • Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Читайте также:  Имеет ли право банк звонить родственникам должника и как себя вести в этой ситуации

Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность
Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности
Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности
Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности Статья 7. Независимость эксперта
Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований
Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 10. Объекты исследований
Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения
Статья 12. Государственный судебный эксперт

Глава II. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭКСПЕРТА

ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья 16. Обязанности эксперта
Статья 17. Права эксперта
Статья 18. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы

Глава III. ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья 22. Комиссия экспертов одной специальности
Статья 23. Комиссия экспертов разных специальностей Статья 25. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание

  1. Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ
  2. ЭКСПЕРТИЗЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОМ
  3. УЧРЕЖДЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ЖИВЫХ ЛИЦ

Статья 26. Производство судебной экспертизы в отношении живых лиц

  • Глава V. ФИНАНСОВОЕ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ, НАУЧНО —
  • МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Статья 37. Финансирование судебно-экспертной деятельности Статья 40. Охрана государственных судебно-экспертных учреждений

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального закона

  1. Президент
  2. Российской Федерации
  3. В.ПУТИН
  4. Москва, Кремль
  5. 31 мая 2001 года
  6. N 73-ФЗ

73 ФЗ о государственной судебно — экспертной деятельности в РФ

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Необходимость в объективной и независимой профессиональной оценке возникает при разногласиях сторон по бесконечному множеству обстоятельств. Если эти обстоятельства не могут быть установлены судом самостоятельно в силу отсутствия необходимых специальных знаний, назначается судебная экспертиза.

Общие сведения

Федеральный закон N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» был принят Государственной Думой в апреле и одобрен Советом Федерации в мае 2001 года, вступив в силу после официальной публикации в «Российской газете» 31 мая того же года. Также в это время вносились корректировки в Федеральный закон об экологической экспертизе. подробнее об этом здесь:

Преамбула закона о судебно-экспертной деятельности гласит, что «настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве».

Также ознакомьтесь с основными положениями ФЗ об адвокатуре. Подробности по ссылке:

Структурно ФЗ-73 о госэкспертизе представлен шестью главами, содержащими 43 статьи. Рассмотрим подробнее его структуру и основные положения, прописанные в законе.

Общие положения:

  • Понятие государственной судебно-экспертной деятельности, её задача, правовая основа, принципы;
  • Соблюдение законности, прав и свобод третьих лиц при её осуществлении;
  • Независимость эксперта, объективность и полнота исследований;
  • Основные понятия, прописанные в законе, объекты исследований;
  • Государственные профильные учреждения;
  • Государственный судебный эксперт и требования, предъявляемые к нему.

Обязанности и права:

  • Обязанности и права руководителей государственных судебно-экспертных учреждений;
  • Обязанности и права специалистов (экспертов);
  • Ограничения при подготовке и осуществлении исследований.

Производство экспертизы:

  • Основания;
  • Дополнительное и повторное проведение;
  • Комиссионная судебная экспертиза;
  • Комиссии экспертов одной и различных специальностей;
  • Присутствие участников судебного процесса при проведении экспертизы;
  • Заключение эксперта (комиссии экспертов) и его состав.

Особенности судебной экспертизы в отношении живых лиц:

  • Условия и место проведения;
  • Добровольность и принудительность;
  • Основания и порядок перевода лица в медицинский стационар;
  • Сроки нахождения в стационаре;
  • Гарантии прав лиц, в отношении которых проводится судебная экспертиза;
  • Условия её проведения в отношении лиц, находящихся под стражей или в психиатрических стационарах;
  • Обеспечение лиц, которые помещены в судебные психиатрические экспертные центры;
  • Ограничения при проведении экспертизы в отношении живого человека;
  • Присутствие участников судебного процесса при проведении экспертизы в отношении живого человека.

Обеспечение судебно-экспертной деятельности профильных учреждений:

  • Финансирование;
  • Организационное и научно-техническое обеспечение;
  • Информационная поддержка;
  • Охрана экспертных учреждений.

Заключительные положения:

  • Распространение положений закона об экспертной деятельности на негосударственные экспертные центры и их специалистов;
  • Приведение существующих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим законом;
  • Порядок вступления закона об экспертной деятельности в силу.

Последняя редакция 73 ФЗ о ГСЭД в РФ датируется 2015 годом.

Последние поправки

За более чем 15 лет своего существования, закон об экспертной деятельности неоднократно претерпевал изменения. Последняя редакция закона, действующая на настоящий момент, датируется 8 марта 2015 года. Поправки были продиктованы вступлением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С выходом Федерального закона от 08.03.15 «О внесении изменений…», поправки коснулись только формулировок, притом всего в двух статьях закона об экспертной деятельности:

Статья 3 о правовой основе государственной судебно-экспертной деятельности была дополнена ссылкой на Кодекс административного судопроизводства РФ в качестве одного из источников правовой основы в данной сфере.

Часть 3 статьи 37 о финансировании судебно-экспертной деятельности также претерпела изменения. Государственные судебно-экспертные учреждения имеют право предоставлять платные услуги в виде экспертиз, осуществляемых на основании договора с третьими лицами.

  • Также данная статья закона об экспертной деятельности была дополнена сведениями о видах процессуальных дел, для которых судебно-экспертные учреждения вправе проводить экспертизу: экспертиза может проводиться по гражданским, административным и арбитражным делам.
  • Рассмотрим отдельные статьи настоящего закона, которых не коснулись поправки.
  • Статья 13 ФЗ-73 о профессиональных и квалификационных требованиях, предъявляемых к эксперту, гласит о том, что эту должность в судебных экспертных учреждениях может занимать только гражданин России с высшим образованием, получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности, в то время как эксперт подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел должен иметь по меньшей мере среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы.

К определению уровня квалификации и аттестации специалистов на право самостоятельно проводить судебную экспертизу привлекаются экспертно-квалификационные комиссии. По закону ФЗ 73 об экспертной деятельности, уровень квалификации экспертов должен пересматриваться каждые 5 лет.

Статья 16 ФЗ-73 прописывает перечень обязанностей судебного эксперта. Так, данный специалист обязан:

  • Принять к производству порученную руководителем экспертизу, произвести полное исследование предоставленных материалов и объектов с использованием научных знаний и технологий;
  • Составить объективное заключение, дав ответы на поставленные вопросы, либо составить мотивированное письмо о невозможности проведения экспертизы, если на то есть веские причины. Например, если поставленные перед специалистом вопросы не входят в сферу его компетентности, предоставленные материалы не годятся или недостаточны для исследования и вынесения заключения, в то время как дополнить их возможности нет, либо же ответ на поставленный вопрос не может быть найден ввиду недостаточного уровня развития современной науки;
  • Не разглашать полученные в ходе проведения экспертизы сведения;
  • Обеспечить сохранность материалов, которые были ему предоставлены.

Также в ст. 16 73 ФЗ прописаны действия, которые специалист в ходе своей экспертной деятельности совершать не вправе. Чтобы ознакомиться с содержанием данной статьи, предлагаем скачать закон 73-ФЗ об экспертизе тут.

Статья 20 ФЗ-73 прописывает основание и порядок проведения дополнительной и повторной судебных экспертиз. Так, в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, производство дополнительной экспертизы может быть передано как прежнему, так и иному эксперту.

  1. В то же время, если основанием для проведения повторной экспертизы явились возникшие у суда или следствия сомнения в части объективности ранее полученного заключения, согласно положениям закона о судебно-экспертной деятельности, экспертиза поручается другому специалисту или комиссии экспертов.
  2. ФЗ о судебной системе 2018 года в РФ читайте по ссылке:
  3. Статья 25 ФЗ о ГСЭД прописывает:
  • Сведения, которые должны быть отражены в основанном на проведенных исследованиях письменном заключении эксперта;
  • Необходимость его заверять подписями и печатью учреждения;
  • Обязательность приложения к заключению материалов, его иллюстрирующих — это документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований. Содержатся в хранилище судебно-экспертного учреждения и выдаются по требованию для приобщения к делу.

Статья 41 в соответствии с нормами процессуального законодательства предусматривает возможность проведения судебной экспертизы вне соответствующих учреждений лицами, не являющимися судебными экспертами. Необходимость участия таких лиц возникает в случае, когда для экспертизы необходимы специальные знания узкого профиля в области науки, техники, искусства или ремесла.

Текст действующей редакции закона

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *