Знать код налогового органа необходимо для сдачи отчетности в конкретную ИФНС.
При неверно указанных данных, налоговики не смогут отследить ваш платеж по налогам и сборам, и наложат штраф за неисполнение обязательств.
Чтобы этого избежать, расскажем, как узнать код налогового органа по ИНН, зашифрована ли в нем эта информация, и каким образом получить сведения о полных реквизитах территориального отделения вашей налоговой службы.
Как узнать код налогового органа по ИНН: пошаговая инструкция
Уплата налогов и сдача отчетности происходит по территориальному принципу. Это касается юрлиц и ИП. Предприниматели сдают документацию по месту жительства. Код налогового органа потребуется для оплаты налогов, если платеж предстоит выполнить самостоятельно. На всех формах налоговой отчетности эта информация должна указываться на титульном листе.
Код конкретной ИФНС вы сможете узнать разными способами. Причем ни один из них не требует оплаты за предоставление информации:
- Изучить свидетельство о постановке на учет в ФНС.
- Выполнить запрос на официальном сайте налоговой службы.
- Позвонить на единый номер горячей линии ведомства 8-800-222-2222.
- Посетить лично территориальное отделение инспекции.
По заданному адресу можно узнать код ИФНС и другие реквизиты налоговой инспекции через интернет-сервис «Определение реквизитов ИФНС…». Для этого используйте алгоритм:
- Откройте сайт налогового ведомства, и выберите блок «Сервисы и госуслуги».
- Нажмите на пункт «Адрес и платежные реквизиты вашей инспекции».
- Установите галочку напротив пункта «Юридическое лицо».
- В поле «Код ИФНС» тапните на стрелку в пустой графе.
- Найдите в списке свой регион, нажмите на значок слева «+».
- Отыщите номер своей инспекции и установите слева галочку. Нажмите «Далее».
- Откроется полная информация о налоговом органе, который курирует вашу компанию.
Обратите внимание! Если вам нужен только код, то просто найдите свой ИНН, и перепишите первые его четыре цифры – это и есть код налогового органа.
Но на самом деле все значительно проще – имея ИНН, первые его 4 цифры соответствуют коду налогового органа, в котором состоит на учете ваша компания. Так что просто загляните в свидетельство о постановке на учет вашей организации, и используйте первые четыре цифры.
Что такое код налогового органа — как расшифровывается термин
Эта цифровая комбинация присваивается ИФНС при постановке на учет компании. Данный набор цифр позволяет быстро идентифицировать организацию в базе данных. Дело в том, что у каждой инспекции уникальный номер, и повторов просто не может быть.
Сведения зашифрованы в ИНН, где первые 2 цифры – это код субъекта Федерации, а 2 последующие являются номером инспекции. При этом реальный номер территориального отделения не всегда совпадает с тем, который указан в ИНН.
Но именно в ИНН, проставлено верное значение. Так что просто используйте четырехзначную комбинацию из своего номера налогоплательщика.
Эти данные всегда актуальны, даже если территориальному отделению в его названии присвоят другую нумерацию.
Электронное хранилище данных, используемое в налоговой инспекции
Ядро АИС налоговой службы составляет электронное информационное хранилище данных. Оно предназначено для хранения, оперативного получения и анализа интегрированной информации по всем видам деятельности налоговой инспекции.
Данные в таком хранилище характеризуются следующими свойствами:
· Предметная ориентация: данные организованы согласно предмету, а не приложению. Для налоговой инспекции хранилище данных должно быть организовано по плательщикам налогов, а не по видам налогов.
· Интегрированность: в хранилище данные могут поступать из различных приложений, использующих БД различных структур, форматов и кодировок, которые в хранилище должны быть едины для соответствующих данных.
· Историчность: хранилище содержит данные, собранные во времени. Они используются для сравнения, выявления нарушений и прогноза.
- · Неизменяемость: данные не должны обновляться или изменяться после помещения их в хранилище, они только считываются или загружаются.
- · Большой объем и сложные взаимосвязи данных.
- К основным категориям данных, располагаемых в хранилище относятся:
1. Метаданные, описывающие способы извлечения информации из различных источников, методы их преобразования из различных структур и форматов, и доставки в хранилище.
2. Фактические данные (архивы), отражающие состояние предметной области в конкретные моменты времени.
3. Суммарные данные, полученные на базе проведенных аналитических расчетов.
Важнейший компонент хранилища данных – архитектурный комплекс, способный быстро и надежно обрабатывать огромные массивы структурированных данных и давать ответы на различные запросы.
Создание информационного хранилища данных требует решения ряда организационных вопросов.
Аппаратное программное обеспечение хранилища должно иметь такие показатели:
· Скорость загрузки. В хранилищах обеспечивается периодическая загрузка новых порций данных, укладывающаяся в достаточно узкий временной интервал. Требуемая производительность процесса загрузки не должна накладывать ограничения на размер хранилища.
· Технология загрузки. Загрузка новых данных в хранилище включает преобразование данных, фильтрацию, переформатирование, проверку целостности, организацию физического хранения, индексирование и обновление метаданных. Это дает возможность объединить разнородную информацию из пакетов, применяемых в инспекциях.
· Управление качеством данных. В хранилище обеспечивается локальная и глобальная согласованность данных. Мера качества хранилища – объективность исходных данных и степень разнообразия возможных запросов.
· Поддержка различных типов данных. В хранилище могут накапливаться данные не только стандартных типов, но и более сложных, таких как текст, изображения и т.п., а также уникальных типов, определяемых разработчиками.
· Скорость обработки запросов. Сложные запросы, важные для принятия ответственных решений, обрабатываются за секунды или минуты. Скорость обработки запроса зависит от его сложности, а не от объема БД.
· Масштабируемость. Хранилище ГНИ достигает нескольких сотен гигабайт. СУБД поддерживает модульную и параллельную обработку, сохраняет работоспособность в случае локальных аварий и имеет средства восстановления.
· Обслуживание большого числа пользователей. Доступ к хранилищу данных не ограничивается узким кругом специалистов ГНИ. Сервер БД поддерживает сотни пользователей без снижения скорости обработки запросов.
· Сети хранилищ данных. Сервер содержит инструменты, координирующие перемещение данных между хранилищами ГНИ и ГНС, информационными системами таможни, МВД, прокуратуры, органов государственной власти и т.п.
Пользователи имеют возможность обращаться к нескольким хранилищам с одной клиентской рабочей станции.
Администраторы управляют и выполняют административные функции в рамках сети хранилищ из одного физического центра.
· Администрирование. СУБД обеспечивает контроль за приближением к ресурсным ограничениям, сообщает о затратах ресурсов и позволяет устанавливать приоритеты для различных категорий пользователей или операций, а кроме того, умеет осуществлять трассировку и настройку системы на максимальную производительность. Качество хранилища определяется удобством доступа к нему для конечного пользователя.
· Интегрированные средства многомерного анализа. Для обеспечения высокопроизводительной аналитической обработки существуют средства многомерных представлений, инструменты, поддерживающие удобные функции создания суммарных показателей.
· Средства формирования запросов. Пользователь имеет возможность проведения аналитических расчетов, последовательного и сравнительного анализа, а также доступ к детальной и агрегированной информации.
Из всего объема информации, с которой имеет дело инспекция, структурированные данные составляют около 15%, остальные 85% приходятся на неструктурированную информацию (результаты документальных проверок, решения арбитражных судов, методические материалы, нормативно-законодательные акты для различных периодов), без которых невозможно проводить аналитическую деятельность и принимать важные решения.
Для работы с этой информацией в электроном хранилище предполагается задействовать специальные программные системы, обеспечивающие сбор, хранение и извлечение нужной информации, используя технологии нечетного поиска и вывода, основанного на прецедентах (для решения некоторых проблем необходима информация о том, какие результаты в подобных ситуациях были получены ранее, т.е. проводится анализ прецедентов).
- В хранилище данных налоговой инспекции накапливается следующая информация:
- 1) регистрационные данные юридических и физических лиц;
- 2) информация об имущественном состоянии налогоплательщиков
Источниками информации служат информационно-аналитические подразделения государственных органов и информационные системы городских органов управления (регистрационная палата, БТИ, ГАИ, и т.д.).
Накапливаемая информация передается в соответствующие территориальные налоговые инспекции для исчисления налогов в виде, пригодном для автоматизированной обработки, а также предоставляется для ведения контрольно-ревизионной работы;
3) информация о финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц
Источниками информации служат информационно-аналитические подразделения государственных органов и информационные системы городских органов управления (ЦБ РФ, предприятия всех форм собственности и т.д.).
Накапливаемая информация передается в соответствующие территориальные налоговые инспекции для исчисления налогов в виде, пригодном для автоматизированной обработки, а также предоставляется для ведения контрольно-ревизионной работы;
- 4) информация о расчетно-платежной деятельности налогоплательщиков
- Источниками информации служат информационно-аналитические подразделения банков России в соответствии с существующим законодательством и территориальные подразделения налоговой инспекции. Накапливаемая информация предоставляется для ведения контрольно-ревизионной работы;
- 5) результаты завершенных документальных проверок налогоплательщиков
- Источниками информации служат контрольное управление ГНИ и территориальные подразделения налоговой инспекции. Накапливаемая информация предоставляется для ведения контрольно-ревизионной работы и работы по анализу и прогнозу;
- 6) нормативно-справочная информация, отражающая состояние налогового законодательства на определенный промежуток времени.
Информация поступает от органов государственного и городского управления. Информация такого рода необходима для учета особенностей налогообложения при аналитической обработке данных за длительный интервал времени.
Поиск кода налогового органа (ФНС) юридических лиц и ИП
Код ФНС может понадобиться как физическим, так и юридическим лицам. Он необходим для сдачи отчетности, деклараций. Также можно в фискальном органе проверить делового партнера. По ИНН контрагента в ФНС можно запросить информацию о нем, оценить работу. На основе полученной информации уже принимается решение о дальнейших деловых отношениях с юридическим лицом либо ИП.
Для чего важна информация о налоговом органе компании
Каждый налогоплательщик, будь то юридическое либо физическое лицо, закрепляется за конкретным отделением ФНС. Оно может находиться по месту регистрации либо ведения деятельности. В больших городах непросто понять, к какому именно отделению относится налогоплательщик. Рекомендуется разобраться, как узнать код налогового органа ИП.
Физлицам код отделения может быть необходим в следующих случаях:
- для получения ИНН;
- для сдачи деклараций 3-НДФЛ, 4-НДФЛ;
- для уплаты налогов (имущественного, земельного, транспортного и прочее).
Код налогового органа по ИНН юридического лица потребуется в следующих случаях:
- для сдачи налоговой и бухотчетности;
- для постановки на учет.
Чтобы в будущем избежать неприятностей с фискальным ведомством, следует перед заключением сделки узнать контрагента. По свидетельству можно проверить конкурентов на честность.
В результате такой проверки заинтересованное лицо сможет узнать об использовании незаконных методов ведения бизнеса. К примеру, о создании компаний-однодневок с целью ухода от налогообложения.
Это основная причина проверки, так как целью таких фирм является получение прибыли без уплаты налогов и намерений осуществлять деятельность в дальнейшем.
Способы получения информации о налоговом органе организации
Номер свидетельства состоит из 10–12 чисел, в каждом из которых закодированы данные о налогоплательщике. Чтобы определить фискальный орган, нужно знать первые 4 числа номера ИНН:
- первые 2 числа — это код субъекта страны;
- оставшаяся пара чисел — код отделения налоговой.
ИНН присваивается фискальной службой, которая выдает свидетельство первоначально. В дальнейшем налогоплательщик может сменить место регистрации в случае переезда в иной субъект, город. В этом случае направлять отчетность придется в фискальную службу по месту новой регистрации.
Узнать код фискального органа по мету последней регистрации можно следующими способами:
- посредством сервиса innproverka через строку поиска, позволяющего осуществлять поиск ФНС контрагента по ИНН;
- через сайт ФНС;
- через программное обеспечение СОУН;
- позвонив в Единый контакт-центр ФНС;
- лично посетив фискальную службу.
По ИНН
Свидетельство позволяет упорядочить налогоплательщиков, и может использоваться физическим либо юридическим лицом для проверки контрагентов. Присвоение нумерации проводится:
- Для физлиц — с 1999 г.
- Для ИП — с 1997 г.
- Для юрлиц — с 1994 г.
- ИНН физических лиц состоит из 10 чисел (первые 2 пары чисел — код ФНС, с 5 до 9 числа — нумерация налогоплательщика, последнее число контролирует ввод данных).
- У юридических лиц номер состоит из 12 чисел, в первых четырех из которых зашифрован код ФНС, числа с 5 по 10 показывают номер записи о налогоплательщике в ЕГЮЛ, 11 и 12 числа используются в качестве проверочных кодов.
- Получить сведения по идентификационному номеру можно через форму ниже. Чтобы узнать ФНС контрагента по ИНН:
- в строке «Поисковой запрос» указать ИНН;
- нажать «Поиск».
После ввода загрузятся сведения из Единого государственного реестра. Аналогично можно найти ФНС ИП по ИНН.
По адресу
Чтобы получить сведения о ФНС ИП, нужно перейти по ссылке и выполнить следующие действия:
- выбрать категорию налогоплательщика (физическое либо юридическое лицо);
- указать адрес регистрации (место осуществления деятельности) в соответствии с классификатором.
После этого в строке ниже автоматически отобразится номер налогового органа. По кнопке «Далее» на экране отобразится информация об отделении.
Программное обеспечение СОУН
Данная программа поможет получить интересующие сведения о контрагентах. Скачать ее можно на сайте налоговой инспекции по ссылке.
По телефону
Позвонив по номеру 8 800 222 2222 в ЕКЦ ФНС, заинтересованное лицо сможет запросить общую информацию:
- номер отделения;
- контактную информацию;
- навигацию по сайту ведомства;
- график работы инспекции;
- сведения о рассмотрении обращения.
На данный номер можно звонить из любого субъекта страны. Звонок бесплатный.
Личное обращение
Заинтересованное лицо может лично посетить отделение налоговой, чтобы получить нужные сведения. Номер службы можно найти на стойках информации, присутствующих во всех отделениях. Также предоставить сведения может сотрудник госучреждения.
Формальные инспекции (окончание)
Процесс формальной инспекции программного кода подчиняется всем правилам, определенным для абстрактной формальной инспекции, однако, имеет некоторые особенности, связанные, в первую очередь, со структурой инспектируемого программного кода, а также с тем, что обычно инспектируются участки кода, которые невозможно проверить при помощи автоматизированного тестирования, основанного на тестовых примерах.
Выделение ключевых точек и построение или использование таблиц трассировки. Перед началом просмотра исходного кода рекомендуется отметить пункты требований, на соответствие которым проверяется исходный код, а также записать обоснования того, почему эти требования не могут быть проверены в автоматическом режиме. После этого можно переходить к просмотру собственно исходного кода.
Все пометки, которые придется вносить в ходе инспектирования в исходный код, необходимо делать не в файле, хранящемся в базе данных проекта, а в его копии, которая потом будет подшита к материалам инспекции. Копия может существовать в том же формате, что и исходный файл, либо может быть распечатана на бумаге или выведена в формат DOC, PDF или аналогичный, допускающий комментирование.
При помощи трассировочных таблиц в исходном коде определяются инспектируемые функции или методы, соответствующие необходимым требованиям. Участки кода выделяются и отмечаются меткой или номером соответствующего требования.
Если участок кода соответствует требованиям, то необходимо отметить этот факт либо цветом выделения, либо соответствующим текстовым примечанием.
Если участок кода имеет проблемы, этот факт должен быть отражен либо цветом выделения, либо ссылкой на соответствующий пункт списка замечаний в бланке инспекции.
В случае отсутствия трассировочных таблиц требований на исходный код рекомендуется делать пометки, поясняющие, почему именно данный участок кода реализует указанные требования. Такие пометки помогут на этапе обсуждения документа.
Проверка стиля кодирования. Отдельным объектом проверки при формальной инспекции программного кода является стиль кодирования. В большинстве проектов существуют стандарты, описывающие правила оформления исходных текстов программ и файлов данных.
Неверный стиль кодирования не влияет на работоспособность программы в целом, но значительно затрудняет сопровождение и поддержку изменений в ходе дальнейшего развития системы. Поэтому отклонения от стиля кодирования в инспектируемых участках кода также должны отмечаться в тексте и в списке замечаний.
В некоторых случаях проводят инспекции, целиком направленные на проверку стиля кодирования.
Проверка надежности кода. Иногда рекомендуется проверять наличие участков, гарантирующих робастность, даже если требования прямо не определяют необходимости обработки недопустимых значений. В случае, если потенциально возможна некорректная работа программы из-за отсутствия обработчиков неверных значений, рекомендуется отметить это в списке замечаний.
Распределение ролей. В составе инспекторов желательно иметь хотя бы одного специалиста, представляющего себе особенности выполнения инспектируемого кода в реальной установке системы.
Это особенно важно при тестировании встроенных систем, которое проводится на эмуляторах.
Во время собрания такой специалист может помогать ведущему определять последовательность рассмотрения замечаний в случае их большого количества.
Управление собранием. При проведении собрания нецелесообразно зачитывать текст инспектируемого файла, как это обычно рекомендуется.
Вместо этого ведущему лучше ограничиться перечислением имен функций или методов либо, в случае, если в ходе инспекции проверяется соответствие исходного кода требованиям — перечислением номеров или идентификаторов требований.
Инспектора при наличии замечаний по функции или требованию поднимают руку и зачитывают замечания.
Документирование собрания. Для облегчения труда автора инспектируемого документа по исправлению замечаний каждое замечание, признанное на собрании существенным, рекомендуется точно трассировать на строки исходного кода и требований.
Контроль за внесением изменений. При повторной инспекции исходных текстов рекомендуется использовать специализированные инструментальные средства для сравнения файлов. Изменения по итогам инспекции должны вноситься только в те участки, к которым были высказаны замечания. В случае наличия других изменений ведущий вправе назначить новую инспекцию в полной форме.
Процесс формальной инспекции проектной документации подчиняется всем правилам, определенным для абстрактной формальной инспекции, однако, имеет некоторые особенности, связанные, в первую очередь, с тем, что у проектной документации проверяется ее непротиворечивость и полнота.
Точное определение этих терминов в рассматриваемом контексте затруднительно, поэтому под непротиворечивостью будем понимать отсутствие в проектной документации требований с противоположным смыслом, согласно которым возможно несколько совершенно различных вариантов реализации программной системы.
Под полнотой будем понимать достаточность требований для однозначной реализации поведения системы.
При инспектировании требований к системе, как правило, рассматривается как «внешняя», так и «внутренняя» информация, касающаяся данного документа. Под внешней информацией понимается, в первую очередь, суть технических решений, принятых при разработке системы, те принципы, которые отличают ее от других систем.
При этом проверяется согласованность требований с этими принципами. Под внутренней информацией понимается прежде всего внутренняя целостность и непротиворечивость документа — свойства, которые позволяют разрабатывать программный код, лишенный двусмысленностей и нестабильных участков.
Главный вопрос, на который должен ответить инспектор при проверке внутренних свойств документа: «Определены ли требования так, чтобы коллектив разработчиков смог работать с ним?» или, иначе, «Эти требования недвусмысленны, полны и авторитетно выражены?».
Процесс инспекции может помочь ответить на эти вопросы, а список контрольных вопросов, представленный ниже, может быть использован при проведении инспекций.
- Является ли каждое требование совершенно недвусмысленным? (Если требование прочесть подряд несколько раз, делая ударение сначала на первом слове, потом — на втором, затем — на третьем и т.д., будет ли при этом меняться смысл этого требования?)
- Существует ли для каждого из установленных требований некоторый компетентный специалист, который сможет сказать после завершения разработки, выполнено ли данное требование или нет? Определен ли метод решения этой проблемы в документации по требованиям?
- Существует ли какие-либо не установленные или отсутствующие требования?
- Существуют ли среди заданных такие требования, которые не являются необходимыми?
- Если существуют какие-либо конфликтующие требования, известно ли понятное решающее правило, в каких ситуациях какому требованию следует отдавать предпочтение?
Влияние несогласованности документации на процесс разработки. Трассировка изменений на программный код. Первичная инспекция проектной документации, как правило, проводится тогда, когда сама программная система еще не написана.
Однако при проведении инспекции изменений в требованиях к уже работающей системе (например, при обновлении ее версии) может потребоваться комплексная одновременная инспекция документации и созданного на ее основе программного кода.
При этом может возникнуть ситуация, когда изменения, которые требуется внести в документацию по результатам инспекции, требуют соответствующего изменения в программном коде. Решение этой проблемы достигается использованием трассировочных таблиц.
Несколько иная ситуация возникает в случае, когда комплексная инспекция проводится не после изменения требований, а после завершения всей цепочки изменений — после изменения функциональных требований, архитектуры, низкоуровневых требований и программного кода.
В этом случае при обнаружении противоречивых требований необходимо выявить все части программной системы, которые реализуют эти требования. В случае, если разработка этих частей выполнялась разными людьми, могла различаться и трактовка противоречивых требований.
В этом случае ликвидация противоречивости может повлечь за собой «волну изменений» в проектной документации и исходных текстах системы.
Для того, чтобы избежать «волн изменений» по завершению инспекций, рекомендуется проводить ее поэтапно до начала следующего этапа жизненного цикла или до разработки документов следующего уровня детализации.
Налоговая аналогия: спорный расчетный метод
На самом деле это очень опасно. Если налоговая – по приведенным ниже причинам — взялась за подсчет налогов расчетным методом – это плохой знак. И, как правило, печальный исход.
Лучше этого не допускать. Знать, учиться на чужих ошибках и не попадать на крупные неприятности.
Расчетный метод требует доказательств
Налоговики вправе определить сумму налогов расчетным путем. Это закреплено подп. 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Но четкой и однозначной методики определения налогов расчетным способом не существует.
Гипотезы, допущения – условностей масса. Именно из-за сложностей сбора доказательств, а также по причине просчетов, ошибок и вольностей в расчетах — суды и вышестоящие инстанции отменяют расчетные доначисления налоговиков.
Расчетный путь исчисления налогов при обоснованном его применении не нарушает конституционные прав налогоплательщиков – считает Конституционный суд.
«Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обуславливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика.»
(Определения КС от 5 июля 2005 г. № 301-О и от 29 сентября 2015 г. № 1844-О).
Президиум ВАС РФ в ряде своих постановлений указал, что при расчетном методе начисления налогов их достоверное определение по объективным причинам невозможно. Но и недопустимо произвольное определение их суммы налоговым органом.
(Это постановления Президиума ВАС РФ от 10 апреля 2012г. № 16282/11 по делу № А55-5386/2011, от 19 июля 2011г. № 1621/11 по делу № А55-5418/2010, от 22 июня 2010г. № 5/10 по делу № А45-15318/2008-59/444)
Это значит, что свой налоговый расчет контролеры должны подтвердить результатами трудоемкого анализа, точными расчетами и собрать основательную доказательственную базу.
Основания для применения расчетного метода
Перечень оснований, при которых налоговый орган может применить расчетный метод для определения сумм налоговых обязательств, законом ограничен.
В каких же случаях он применим:
1. Отказ допустить налоговиков к осмотру помещений и территорий, используемых в коммерческой деятельности для получения дохода.
Именно отказ или воспрепятствование должностным лицом проверяемой компании или ИП. Причем достаточно один раз отказать в доступе.
При этом отсутствие представителей налогоплательщика при осмотре суды не признают воспрепятствованием доступу, в связи с чем оснований для применения расчетного метода не усматривают. Постановление ФАС СЗО от 29 января 2014 г. по делу №А56-32593/2013.
Но если ревизоры в суде докажут, что компания знала о проверке и умышленно уклонилась от предоставления доступа – расчетный порядок налогов судьи поддержат.
При воспрепятствовании инспектор составит акт воспрепятствования доступу. В случае отказа представителя налогоплательщика от подписи акта в нем делается соответствующая запись. И налоговая получает право сделать расчет налогов самостоятельно.
2. Непредставление документов по запросу налоговиков более двух месяцев.
Игнорирование и непредставление документов по запросу налоговой более двух месяцев суды признают достаточным основанием для исчисления налогом расчетным путем.
3. Отсутствие учета доходов, расходов, объектов налогообложения.
4. Невозможность исчислить налоги по причине ведения учета с нарушением установленного порядка.
Когда-то, в лохматых 90-х и 00-х годах для того, чтобы открутиться от налоговой проверки компании нередко прибегали к помощи контор –«доброхотов»: странным образом похищались документы из автомобиля, в гараже, где хранились документы случался пожар, в офисе — коммунальная авария или другие недоразумения… И затребованные документы исчезали, сгорали или приобретали нечитабельный вид.
Достаточно позаботиться о справке из соответствующих органов о произошедшем или о возбуждении дела – и все, вуаля! – от проверки отвертелись. Ура.
Сейчас все по-другому. Такие уловки налоговики отлично знают. И они не работают. Суд считает противодействием проверке поведение компании, если в случае коммунальной или иной неприятности не будут приняты меры по восстановлению утраченных документов.
А если еще будет доказан и умысел в их уничтожении и уклонении от проверки – руководителю компании грозит уголовная ответственность.
И если вдруг к вам не пришли по причине порчи или утраты документов — значит, не очень-то и хотели. Значит ваша компания для выездной проверки и не очень интересна. Если ревизоры возьмутся – мало не покажется. Доначисление налогов расчетным способом -обеспечено.
Как проводится расчет
Налоговый кодекс указывает на два источника сведений для расчета:
- Имеющаяся у налоговиков информация о налогоплательщике
- Данные об аналогичных плательщиках налогов.
Какие сведения приоритетны – законом ее определено. Но большинство судов считает, что в первую очередь следует использовать имеющиеся у налоговиков данные о налогоплательщике, а если их недостаточно – то рассчитывать показатели по данным аналогичных компаний.
Расчет по данным налогоплательщика
В эпоху диждитализации и электронного накопления всевозможной информации, о самой компании налоговики могут накопать предостаточно.
Это и:
- налоговые декларации и расчеты, представленные компаний в ИФНС за проверяемый и предыдущие налоговые периоды по всем налогам и сборам,
- выписки по банковским счетам,
- результаты встречных проверок,
- данные имущественных реестров,
- сведений таможни,
- отчеты в Росстат,
— и сведения из других источников, которые компания могла представлять «во внешний мир» — например, для оформления кредита, получения разрешения на строительство, для участия в закупках или получения субсидий.
Выбор аналогичного
Найти компании с аналогичными условиями и сопоставимыми показателями налоговикам совсем непросто. А оспорить – легко. Должна сказать, что расчет по аналогии – это часто полет фантазии.
Недостаточность или несопоставимость сведений, собранных налоговиками можно оспорить в суде.
Как показывает практика, для поиска аналогичных налогоплательщиков, ключевыми являются такие критерии, как:
- отраслевая принадлежность;
- конкретный вид деятельности;
- объем выручки;
- численность персонала;
- система налогообложения.
Аналогов также могут искать по ассортименту и количеству выпускаемой продукции, по объемам и номенклатуре реализованных товаров, по параметрам сдаваемых в аренду площадей, по рынкам сбыта, режиму работы.
Суды отмечают, что для обоснованности выбора аналога нужна совокупность критериев, совпадения по одному–двум из них – недостаточно.
При этом важно, чтобы сопоставимые показатели отказывали непосредственное влияние на результаты деятельности организации.
Например, при сдаче недвижимости в аренду ключевым показателем является площадь сданных в аренду помещений у аналогичных организаций и их местонахождение, а не количество сотрудников.
На эту тему интересное решение суда Северо-Кавказского округа от 30 марта 2010г. N А32-15315/2009.
Не признаются судами сопоставимыми условиями, к примеру продажа одних и тех же товаров компанией-производителем и торговой компанией, продающей их оптом. Или производственные показатели ИП и госпредприятия, осуществляющих такую же деятельность.
Творческий подход налоговиков по каждому из критериев следует проверить, и — по неубедительным и «притянутым за уши» – собрав контрдоказательства и подготовив контррасчеты – можно и поспорить.
Почему это опасно
Как правило налоги, доначисленные налоговиками расчетным способом, существенно превышают те суммы, которые вы заявляли к уплате или готовы уплатить.
Почему?
Налог на прибыль
Доходы собрать легко. По банковским выпискам, по встречкам. Будете потом доказывать, что эти поступления авансы, залоги, возвратные средства – и что к налоговой базе они отношения не имеют.
https://www.youtube.com/watch?v=NAX0uRECoaQ\u0026t=1774s
А вот с расходной частью – вообще все непросто. Как вы понимаете, одного факта оплаты недостаточно. Расходы разношерстны и по каждому виду имеются свои нюансы: и особый порядок признания, и вариантность учета, определенная учетной политикой, нормативы списания, даты признания и прочее. Не говоря про обоснованность, документальное подтверждение и направленность расходов на получение дохода.
Да, суды указывают, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль и при упрощенной системе налогообложения (Доходы-Расходы) х15% расходы надо учитывать.
Полезные постановления Президиума ВАС РФ от 9 марта 2011 г. №14473/10, от 25 мая 2004 г. № 668/04 и от 19 июля 2011 г. № 1621/11. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2007 г. N Ф04-6486/2007(38351-А45-40) и ФАС Дальневосточного округа от 26 ноября 2008 г. N Ф03-5189/2008.
Ок, возможно такие очевидные расходы как расходы на оплату труда и страховые взносы налоговики и примут по вашим сданным в ИФНС декларациям и расчетам. Но не стоит рассчитывать, что ревизоры займутся восстановлением вашего учета. Не для этого назначена налоговая проверка. И от нее ждут эффективности. Доначислений.
НДС
По вычетам НДС своя история. В этом вопросе суды единогласны: подлежащий уплате в бюджет – да, можно исчислить расчетным путем.
Но возможность определения вычетов расчетным путем, налоговым законодательством не предусмотрена. Право на вычет носит заявительный характер и подтверждается счетами-фактурами.
И если налогоплательщик это право не заявил и не подтвердил, то налоговый орган предоставлять вычет не обязан.
То есть кредит 68 счета налоговики соберут, а Дт—увы.
Об этом подп. 7 пункта 1 статьи 31 и пункт 7 статьи 166 Налогового кодекса, определение ВС РФ от 14 марта 2016г. № 303-КГ16-312, постановления Президиума ВАС РФ от 09 ноября 2010г. N 6961/10 и от 30 октября 2007г. N 8686/07, постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2011 г. N А56-13885/2010 и ФАС Поволжского округа от 14 декабря 2010г. N А55-1057/2010.
Судебные перспективы — безрадостные
Несколько лет назад суды не приветствовали расчет налогов по аналогии, досконально разбираясь в каждом конкретном случае, критически изучали обоснованность применения расчетного метода, настаивали на грамотных расчетах, отклоняли вольности и пресекали самодеятельность налоговиков.
Вообще судебный спор – штука творческая. Но суды в современных реалиях — явно на пробюджетной позиции. Спорить стало сложно. Но все еще можно убеждать. И удивлять.
От подсчета налогов расчетным методом отбиться будет трудно. В суде вы заведомо в оправдательной позиции. Вы – «плохиш». А что? Не пускали, учет не вели, документы не представляли. Налоговая — заботясь о пополнении бюджета и несмотря на ваше противодействие — все же рассчитала (как сумела) ваши налоговые обязательства.
Верховный суд указал:
- необоснованность выводов налогового органа доказывает налогоплательщик! (Определение ВС РФ от 20 апреля 2016 г. № 304-КГ16-3174),
- при несогласии с расчетным методом налогоплательщик должен представить доказательства экономической необоснованности расчетов, произведенных налоговым органом (Определение ВС РФ от 25 января 2016 г. № 302-КГ15-17939).
Придется потрудиться
- Для того, чтобы развернуть ход судебного процесса в свою сторону, нужны оригинальные контраргументы, грамотные контррасчеты и весомые контрдоказательства.
- Удивить налоговиков и убедить суд – надо здорово постараться!
- С чего начать:
- Оцените правомерность применения расчетного метода, Достаточны ли основания. Их обоснованность.
- Сравните критерии, показатели, условия работы выбранных налоговиками аналогичных налогоплательщиков.
Поищите расхождения, несоответствия, основания для несопоставимости.
- Сделайте контррасчеты. Максимально полно соберите документы, подтверждающие расходы и налоговым вычеты по НДС. Это — ваша расходная часть и возможность уменьшить налоговые последствия.
- Убеждайте суд, что именно ваш расчет продуман, доказан и верен!
Да, трудно. Но пробовать стоит. Или молча сложить ручки в ожидании развязки? Накосячили – исправляйте! Всегда стоит бороться и защищаться.
А лучше не провоцировать ревизоров на применение расчетного метода, не подставлять свой бизнес под разорение. Продумывать действия, знать о рисках и просчитывать последствия.
- Надеюсь, что было полезно.
- С бодрыми намерениями, ваш консультант
- Татьяна