Главная дорога ПДД – законные требования, что нужно знать и уметь

Переход к «Оглавлению»

Главная дорога. Уступить дорогу (не создавать помех). Преимущество (приоритет).

На перекрёстке пересекаются не только дороги, на перекрёстке пересекаются конфликтующие потоки транспорта. Если это регулируемый перекрёсток, очерёдность движения устанавливается сигналами светофора или регулировщика. Если это нерегулируемый перекрёсток, очерёдность движения определяется статусом дороги.

Правила. Раздел 1. «Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.

1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий.

Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Если уж дорогу назначили быть главной, то на всём её протяжении в населённом пункте знаки 2.1 будут стоять перед каждым перекрестком.

Главная дорога ПДД – законные требования, что нужно знать и уметь

Что же касается перекрёстков вне населённого пункта, то здесь, помимо знака 2.1, для обозначения главной дороги Правила сочли необходимым ввести ещё и целую серию специальных знаков.

Главная дорога ПДД – законные требования, что нужно знать и уметь

Эти знаки не только информируют водителя о том, что он двигается по главной дороге, но ещё и сообщают ему форму перекрёстка, который вскоре предстоит проезжать. Подробный разговор об этих знаках впереди, пока же только посмотрите на них и согласитесь, что они весьма выразительны и абсолютно понятны.

Главная дорога ПДД – законные требования, что нужно знать и уметь

Наконец, есть ещё один знак, дающий дороге статус главной. Это знак 5.1 «Автомагистраль». Об этом знаке и вообще о порядке движения по автомагистралям мы тоже поговорим подробно в будущем, пока же только отметим:Автомагистраль – всегда главная дорога!

Главная дорога ПДД – законные требования, что нужно знать и уметь

Помимо этого Правила определили ещё две ситуации, когда дорога может быть главной и без всяких знаков.а). Главная дорога – это дорога с любым твердым покрытием по отношению к грунтовой дороге.

Любое твердое покрытие – это и асфальт, и бетон, и брусчатка, и даже гравий. Если дорогу «накатали» просто по земле – это грунтовая дорога.Если пересекаются две дороги с разными твёрдыми покрытиями, и нет никаких знаков приоритета – это перекрёсток равнозначных дорог.

Главная дорога ПДД – законные требования, что нужно знать и уметь

Если одна дорога — с любым твёрдым покрытием, а другая – грунтовая, то дорога с твёрдым покрытием – главная, а грунтовая – второстепенная.

Главная дорога ПДД – законные требования, что нужно знать и уметь

б). Главная дорога – это любая дорога по отношению к выезду из прилегающей территории.

Выезжая из двора, с территории стоянки, АЗС и т. п., мы всегда попадаем на главную дорогу.

Главная дорога ПДД – законные требования, что нужно знать и уметь

Уступить дорогу. Не создавать помех.

В тексте Правил вы встретите и тот и другой термин. В одном месте Правил вы прочитаете: «Водители должны уступить дорогу и т.д.».

В другом месте Правил вы прочитаете: «Водители не должны создавать помех и т.д.». Оба термина означают одно и то же.

А вот, что именно они означают, к сожалению, далеко не каждый водитель понимает правильно. Попробуем разобраться с этими терминами на конкретных примерах.

Главная дорога ПДД – законные требования, что нужно знать и уметь

Перед вами нерегулируемый перекрёсток равнозначных дорог (светофоров нет, знаков приоритета нет, обе дороги с твёрдым покрытием). В этом случае очерёдность проезда устанавливается по общему принципу «помехи справа» — тот, у кого помеха справа, должен уступить дорогу.

Посадите себя мысленно за руль красного автомобиля, и вы поймёте, что серый автомобиль приближается к перекрёстку справа от вас.

Следовательно, сейчас вы должны остановиться у края пересекаемой проезжей части, пропустить серый автомобиль и только после этого продолжить движение.

Вполне возможно, у вас возник вопрос: «Почему уступать нужно тому, кто справа, а не слева»? Такое требование Правил не что иное, как следствие правостороннего движения, принятого в нашей стране.

Согласитесь, что расстояние до точки столкновения у вас больше, чем у водителя серого автомобиля, то есть вам легче выполнить требование «Уступите дорогу».

Скажите, а сейчас вы будете уступать дорогу серому автомобилю? Он ведь по-прежнему справа от вас!

Главная дорога ПДД – законные требования, что нужно знать и уметь

Скорее всего, сейчас вы проедете через перекрёсток первым.

Но!Прежде, чем проехать, вы оценивали расстояние до серого автомобиля?Прежде, чем проехать, вы оценивали скорость серого автомобиля?Прежде, чем проехать, вы учитывали состояние дорожного покрытия (если гололёд, то можно на перекрёстке и забуксовать).Прежде, чем проехать, вы помнили об уровне своего водительского мастерства (при неумелом трогании с места двигатель может и заглохнуть).

Прежде, чем проехать, вы учитывали динамические возможности своего «железного коня» (на сколько чутко он реагирует на педаль акселератора).

Вы же понимали, что вся ответственность за безопасность разъезда, полностью лежит на вас! Вы могли бы принять и другое решение – остановиться и (от греха подальше) пропустить «серого». Но в обоих случаях (первым вы проехали или вторым) вы это делали, уступая дорогу водителю серого автомобиля!

Резюмируем:«Уступить дорогу» – требование, не означающее обязательную остановку! Обязательным является – не создать никаких помех тем, кто имеет по отношению к Вам преимущество в движении.«Создать помеху» означает вынудить другого водителя изменить скорость или направление движения.Тот факт, что водитель проехал первым (не создавая помех) вовсе не означает, что он не уступил дорогу.

Правила дают такое определение термину «уступить дорогу»:

Правила. Раздел 1. «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Преимущество. Приоритет.

И опять-таки необходимо сказать, что в тексте Правил вы встретите оба термина. Где-то будет написано: «Водитель имеет преимущество и т.д.». Где-то будет написано: «Приоритет маршрутных транспортных средств». Оба эти термина означают одно и то же, а именно, право на первоочередное движение в намеченном направлении.

Главная дорога ПДД – законные требования, что нужно знать и уметь

«Преимущество (приоритет)» и «Уступить дорогу (не создавать помех)» — термины взаимосвязанные: если уж один имеет преимущество, значит, другой должен уступить дорогу. Важно только, чтобы в любой ситуации все участники дорожного движения безошибочно определяли свой статус: кто вы сейчас – «первый» или «второй».

Правила дают такое определение термину «преимущество»:

Правила. Раздел 1. «Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Обгон и опережение.

Обгон – самый сложный и самый опасный манёвр. Не зря Правила посвятили ему отдельный раздел и ввели целый перечень ограничений на выполнение этого манёвра. Тут только важно, чтобы водитель чётко понимал, что такое обгон и чем он отличается от опережения.

Обгон – это всегда выезд на «встречку»!

А значит обгон, как его трактуют Правила, возможен только в следующих трёх случаях.

1. Либо это двухполосная дорога с прерывистой осевой линий разметки.

В этом случае Правила разрешают выезжать на полосу встречного движения во время обгона или объезда препятствия.

2. Либо это двухполосная дорога с комбинированной осевой линией разметки.

Такую линию разметки Правила разрешают пересекать со стороны прерывистой (а также со стороны сплошной при завершении обгона или объезда).

3. Либо это трёхполосная дорога с двумя прерывистыми линиями разметки.

На таких дорогах среднюю полосу выделяют специально для обгона и объезда, причём заниматься этим могут водители обоих направлений. А значит, выезд на среднюю полосу на такой дороге водители должны рассматривать как разрешённый выезд на «встречку», то есть прежде чем выехать на среднюю полосу, водитель обязан оценить, свободна ли она от встречного движения на безопасном расстоянии.

И, собственно, всё! На любой другой дороге выезд на половину проезжей части, предназначенную для встречного движения, Правилами запрещён и, следовательно, на любой другой дороге обгоном может заниматься только нарушитель Правил дорожного движения.

Формально сейчас водитель тоже совершает обгон. Только Правила любой обгон в пределах своей половины проезжей части обгоном не называют, а называют опережением. И, кстати, опережение, в отличие от обгона, Правилами нигде и никогда не запрещено. Лишь бы только водитель в момент опережения не нарушал скоростной режим, установленный на данном участке дороги.

Хотя, виноват! Правила запрещают заниматься опережением в условиях интенсивного движения, когда все полосы данного направления плотно забиты транспортными средствами. Перестроение, как таковое, не запрещено.

Но только с целью поворота или разворота, или если нужно припарковаться! А вот перестраиваться с целью опережения в данной ситуации Правила запрещают. И это единственное ограничение, касающееся опережения.

На сегодня все. Пишите, комментируйте, будем обсуждать))Продолжение следует

Переход к >

Переход к «Оглавлению»

  • Заходите в гости Chevrolet Lacetti REDRIVER
  • Источник: автошколадома.рф

Вам не сложно, мне приятно))

Движение по главной дороге в ПДД

Главная дорога ПДД – законные требования, что нужно знать и уметь

Знать правила проезда перекрестков должен каждый водитель. Из-за незнания и игнорирования правил и системы проезда ежегодно случается огромное количество ДТП.

Ключевым понятием является приоритет, то есть возможность проехать участок раньше остальных.

Транспортные средства, имеющие право на первоочередное пересечение улицы, обязаны соблюдать правила:

  • перемещаться исключительно в направлении, о котором они заведомо предупредили других водителей сигналом поворота;
  • двигаться том же скоростном режиме, который был использован до начала маневра;
  • не совершать действий, которые другие участники могут неправильно трактовать.

Остальные водители должны пропустить такое ТС.
Как же действовать на конфигурации дорог «главная-второстепенная»? Можно ли упростить все до «правила правой руки» или очередность определяется по другой системе? Попробуем выяснить.

Определение

Находясь на ГД, вы имеете преимущество, то есть другие водители должны вас пропустить, и наоборот.

ГД определяется по следующим признакам:

  1. Знаки, указанные в соответствующем разделе ПДД.
    Обратите внимание! Дорожные службы обязаны монтировать корреспондирующие знаки: есть указатель на главной дороге, должен быть знак и на второстепенной (перевернутый треугольник).Но так бывает далеко не всегда: по разным причинам, от недостатка средств в бюджете, до вандалов, которые очень любят уничтожать дорожные указатели.Зачастую, водителям приходится всматриваться в указатели на пересекаемой дороге, чтобы определить, по какой дороге они перемещаются.

    Чтобы каждый знак приоритета можно было легко распознать издалека и даже с обратной стороны, им дали неповторимую форму: «главная дорога» — вертикальный квадрат, «уступи дорогу» — равносторонний треугольник, расположенный двумя ребрами вверх, «проезд без остановки запрещен» — шестигранник.

    Причем, указатели преимущества, имеют спокойные тона, а на знаки второстепенной дороги (далее – ВД) – агрессивные «красно-белые» цвета, чтобы привлечь дополнительное внимание водителя.

  2. Дорога с асфальтированным или бетонным полотном по отношению к участку с грунтовым покрытием – главная. Если грунтовая дорога заасфальтирована у границы перекрестка, она все равно остается второстепенной. Заасфальтированный «карман» служит буфером, чтобы не загрязнять основной участок трассы, особенно в дождливый период.
  3. Любой выезд с примыкающих территорий является второстепенной дорогой по отношению к пересекаемой трассе. Это правило порождает наибольшее количество спорных ситуаций. Примыкающими территориями согласно ПДД, являются жилые массивы, заправочные станции, здания предприятий и иные сооружения. Причем, если здания находятся вдоль улицы – это полноценная дорога, а если участок полотна подходит к сооружению – это прилегающая территория.
Читайте также:  Учредительные документы крестьянского фермерского хозяйства в РФ: правовые особенности

Зачастую понять, примыкающая ли это дорога можно только повернув и проехав по ней, в то же время, машины с них обычно выезжают справа, что при равнозначных дорогах дает им преимущество.

Если не видите признаков, по которым четко определяется, прилегающая ли это территория или нет, вам рекомендуется пользоваться негласным правилом: «не уверен в очередности, лучше уступи».

Картинка с подобным перекрестком:

Знаки главной дороги и зона их действия

Изображение этого указателя стало настолько популярным, что используется в областях, напрямую с пересечением перекрестков несвязанным: от рекламных баннеров автошкол, до известной программы по телевидению.

Основное назначение знака – информирование о праве на первоочередной маневр.

Если под знаком нет таблички с изображением конфигурации перекрестка, считается, что ГД простирается по прямой линии, даже если фактически путь имеет естественные закругления.

Зона распространения указателя не ограничена пересечением дорог, то есть ГД простирается и после места установки до тех пор, пока не покажется знак «конец ГД».

Обратите внимание! Этот указатель превращает ГД в равнозначную пересечениями, а не во вспомогательную.

Знаки разъезда встречного транспорта устанавливаются на узких участках трассы либо во время проведения ремонтных работ. Ставятся в паре.

Знаки «пересечение и примыкание дополнительных путей» — это предупредительные знаки, а не знаки приоритета, то есть они устанавливаются не на самом перекрестке, а заблаговременно, за 50 и 100 метров до перекрестка в зависимости от местности. Все остальные атрибуты — как и у знака «главная дорога».

Правила проезда

Представим, что вы на ГД, которая скрещивается со вспомогательной трассой, здесь же еще четыре автомобиля:

  1. Поворачивая направо, включаем правый сигнал «поворотников», у нас возможность первоочередного маневра, то же и при прямом проезде.
  2. Хотим развернуться или совершить левый поворот, мы должны учесть приоритет встречного транспорта, проезжающего прямо. То же касается «встречки», поворачивающей относительно нас влево.

Эта норма обусловлена тем, что совершая поворот, автомобиль, движущийся прямо, будет создавать для нас помеху справа, то же касается встречного транспорта, включившего правый поворот.

Встречный транспорт, поворачивающий налево не должен создавать для нас помех, если мы будем разъезжаться правыми сторонами.

В ПДД дается право разъезда правыми боками, но за водителями оставляется возможность проехать дальше и разъехаться левыми сторонами. При плохой видимости на скоростных участках трассы этот метод предпочтительнее.

При движении налево и развороте мы обязаны показать левый сигнал поворота.

Теперь представим, то вы находитесь на ВД:

  1. Поворачивая вправо, учтите приоритет транспорта, движущегося по ГД: все автомобили по сторонам нужно пропустить.
  2. Хотите выехать прямо, учитывайте очередность из предыдущего пункта.
  3. Вот разворачиваясь и отправляясь в левую сторону, кроме перечисленных участников, дайте проехать находящимся перед вами машинам, водители которых желают проехать прямо и направо.

Отметим, что вы должны, прежде всего, не создавать препятствие, то есть не вынуждать других участников изменять скорость и траекторию движения.

В случае, если условные линии движения машин не пересекаются, вы имеете право беспрепятственного проезда.

Допустим, поворачивая налево на многополосную трассу, вы займете крайнюю левую полосу, а встречный транспорт – крайнюю правую. Ваши траектории не пересекаются, вы имеете право проезда.

Сигналы поворотов показываем по тому же принципу, что и при проезде главной дороги.

Съезд с на второстепенную

Несколько примеров сложных ситуаций, вызывающих у водителей вопросы:

  1. Нужно ли подавать сигнал поворота при прямом съезде с главной дороги, уходящей направо? Ответ – нет. Правилами запрещено вводить в заблуждение других участников движения, подать сигнал поворота налево и не повернуть – явная дезинформация других водителей.
  2. Более сложная ситуация: нужно ли подавать сигнал при проезде У-образного перекрестка? Ответ же тоже сложнее: если дорога меняет конфигурацию, то есть, установлен такой знак, то сигнал поворота при проезде показывать надо. При съезде прямо сигнал не подаем. Бывают же дороги с естественным закруглением, их проходим без сигнала поворота, а при съезде подаем сигнал налево.
  3. При движении по многополосной главной дороге, уходящей в сторону, водитель, не занявший крайнее ближнее к съезду положение, решил съехать с дороги. Должен ли участник движения, находящийся на крайней полосе, уступить ему дорогу? Ответ: нет, водитель обязан занять крайнее ближнее к съезду положение (например, при повороте направо – крайнее правое) перед маневром, если он этого не сделал, ему необходимо выполнить другой маневр – перестроение, а в этом случае он обязан пропустить транспорт, находящийся на нужной ему полосе.

Выезд со второстепенной на главную

Обычно главная дорога отличается от второстепенной более высоким скоростным режимом проходящего транспорта. Подразумевается, что разогнавшемуся автомобилю будет тяжелее тормозить в экстренной ситуации, а водителю – заметить потенциальное препятствие.

  • Поэтому участникам движения, находящимся на ГД предоставляется первоочередная возможность маневра.
  • Въезжая на ГД нельзя создавать помех движущему по ней транспорту, то есть нельзя пересекать условную линию траектории движения этих транспортных средств.
  • При этом, водители часто игнорируют это правило, совершая такие маргинальные действия:
  1. Выезжают за условную линию перекрестка, вынуждая автомобили, имеющие преимущество в движении, «вилять» и объезжать их.
  2. Резко проезжают перекресток перед движущимся транспортом и разгоняются, чтобы набрать скорость потока. Возможно, в момент проезда ключевого участка помеха не создается, но она создается через 20-50 метров, когда такой автомобиль пытается быстро разогнаться, а движущиеся сзади участники, вынуждены притормаживать.

В большинстве случаев «добрые самаритяне» проигнорируют такое поведение, максимум, недовольно посигналив. Но может попасться человек, который столкнется с автомобилем «лихача», и в таком случае, ответственность будет на маргинале.

Кто пропускает, если ГД уходит налево

  1. Если ГД уходит направо, то мы, находясь на ней, имеем первоочередное преимущество проезда только вправо.
  2. Комбинация знаков:
  3. Типичная ситуация:

При движении прямо, повороте налево и развороте придется пропустить транспорт, находящийся справа. Остальные участники движения будут двигаться после нас, независимо от нашего маневра.

  • При повороте направо подаем правый сигнал поворота, при движении налево и развороте – левый, прямо едем без «поворотников».
  • Типичная картина: ГД имеет закругленность влево, на таких пересечениях монтируется следующая комбинация указателей.
  • Машины, выезжающие по ГД, определяют очередность как на равных по приоритету дорогах, то же касается и участников на ВД.
  • То есть, вы имеете право на первоочередное перемещение во всех направлениях, кроме поворота на 180 градусов, при этом маневре придется учесть первоочередность движения водителей, движущихся по главной дороге слева.

Разворот

Водители часто нуждаются в совершении маневров на узких участках трассы. Например, вам необходимо развернуться, но радиус, необходимый машине для такого действия гораздо шире, чем дистанция, которая есть у вас в распоряжении.

С учетом требований ПДД, вам дается место с крайней левой полосы попутного полотна до встречного.

В первом случае можно увеличить радиус, разворачиваясь с правого ряда, при этом, выполняется дополнительный короткий маневр – перестроение, поэтому вы обязаны следить за попутными машинами, проходящими по нужной вам полосе.

Второй вариант – разворот в два маневра: поворот, движение назад затем вперед. Хотя правила запрещают на перекрестках сдавать задом, при невозможности проезда иным способом, такой маневр разрешается.

На перекрестке со светофором

Светофор отменяет действие знаков приоритета, ровно, как и регулировщик. То есть, при работающем регулировочном оборудовании, указатели необходимо игнорировать.

В том числе не следует останавливаться перед знаком «стоп», проезжаем на зеленый свет без остановки.

Если светофор находится в режиме ожидания: попеременное зажигание и погасание желтого света, знаки приоритета действуют.

На кольце

Отдельная сложная тема для водителей – участки с круговым движением. Кольца – важные элементы транспортной развязки.

  1. Если бы вместо колец использовались площадки, аварий на дорогах было бы в сотни раз больше, ведь водители имели бы возможность ехать и напрямик, и наискось, что создавало бы хаос на пути.
  2. В связи со вступившими в РФ в 2020 году изменениями, кольцевые развязки – это ГД, даже если перед ними не установлен соответствующий указатель.
  3. В некоторых странах постсоветского пространства сохранились правила, где «кольца» — ВД, и «привыкшие» водители вылетают на них с ветерком, создавая опасную обстановку, поэтому такие развязки рекомендуется проходить с повышенным вниманием независимо от того, какой приоритет у вашего транспорта.

На трамвайных путях

Важно запомнить: рельсовый транспорт при прочих равных условиях имеет приоритет перед автомобилями.

Если трамвай выезжает с ВД, он обязан пропустить транспорт, выезжающий с ГД.

Читайте также:  Как проверить и оплатить штрафы ГИБДД по номеру протокола

Наказание за нарушения

Если же соблюсти правила проезда улицы не получилось, и вы попались инспектору ГИБДД либо средствам видеофиксации, будьте готовы к административному наказанию в таких размерах:

Нарушение Статья Санкции
Проезд в образовавшийся затор. Запрещено продвигаться по улице в участок, где образовалась пробка, ведь это создаст помеху для других автомобилей до того момента, пока пробка не рассосется. 12.13 КоАП Однократный штраф – 1000 рублей.
Не уступил дорогу. 12.14 КоАП Однократный штраф – 1000 рублей.
Неподача сигнала, в том числе, подача ложного сигнала или введение в заблуждение других водителей ч. 1 ст. 12.14 КоАП Однократный штраф – 500 рублей.
Задний ход или разворот в неположенном месте ч. 2 ст. 12.14 КоАП Однократный штраф – 500 рублей или предупреждение.
  • Попасть под санкции за нарушение правил крайне неприятно, но гораздо опаснее попасть в аварию из-за несоблюдения системы проезда перекрестков.
  • Хотя, ДТП по причине нарушения очередности редко бывают опасными для жизни (в отличии от нарушений, связанных со скоростным режимом), такие аварии обычно заканчиваются мятыми бамперами и крыльями, а восстановление вмятин и краски влетит владельцу в копеечку.
  • Будьте внимательны, осторожность спасает жизнь!

Видео: Изучаем ПДД #7 :Понятие «главная дорога» (с сурдопереводом )

Правила проезда нерегулируемых перекрестков

В предыдущей статье были рассмотрены правила проезда регулируемых перекрестков.

Продолжаем обширную тему «въезд и выезд» с перекрестка (четвертый пункт алгоритма движения через перекресток). Эта и следующая статья будут посвящены проезду нерегулируемых перекрестков.

Когда перекресток регулируемый, то процесс движения через него понятен: если сигнал светофора (регулировщика) разрешает движение, то можно ехать, если запрещает — стойте и ждите разрешающего сигнала для своего направления.

На нерегулируемых перекрестках порядок движения выглядит несколько иначе. Об этом — ниже по тексту.

Виды нерегулируемых перекрестков Признаки нерегулируемого перекрестка Правила проезда нерегулируемых перекрестков Как определить главную и второстепенную дорогу Если не видны знаки приоритета

Виды нерегулируемых перекрестков

Нерегулируемые перекрестки подразделяются на два вида:

  • Перекрестки неравнозначных дорог, на которых одна дорога главная, другая (или другие) – второстепенная;
  • Равнозначные перекрестки или перекрестки равнозначных дорог, на которых пересекаемые дороги равны по значению.

Есть еще один подвид — перекрестки, на которых организовано круговое движение (народное название — круговой перекресток). Чаще всего такие перекрестки нерегулируемые, но встречаются и со светофорным регулированием.

Проезду круговых перекрестков посвящена отдельная статья.

Признаки нерегулируемого перекрестка

  • Светофоры и регулировщик отсутствуют;
  • Светофоры не работают;
  • Светофоры работают в режиме жёлтого мигающего сигнала.

На нерегулируемых перекрестках неравнозначных дорог последовательность проезда определяется знаками приоритета.

Если нерегулируемый перекресток образован равнозначными дорогами (знаки приоритета отсутствуют), порядок проезда подчиняется требованию пункта 13.11 ПДД (правило «помеха справа»).

В данной статье будут описаны правила проезда нерегулируемых перекрестков, в следующей — применение этих правил на практике.

Существует всего три общих правила, определяющих первоочередность проезда через нерегулируемый перекресток. В зависимости от ситуации их можно применять поочередно в приведенной последовательности.

Но поскольку проехать через перекресток возможно в разных направлениях (направо, прямо, налево и на разворот), то в каждом из этих случаев правила уточняются.

Правило 1. Приоритет главной дороги.

Приоритет (преимущество в движении) у того, кто подъехал к нерегулируемому перекрестку по главной дороге. Если после въезда на перекресток нужно повернуть налево или развернуться, следует уступить встречным ТС, которые движутся по равнозначной дороге в направлении «прямо» или «направо».

Правило 2. Приоритет трамвая (при наличии на перекрестке трамвайных путей).

  • На нерегулируемом перекрестке трамвай имеет преимущество в движении, только если движется по отношению к безрельсовым ТС по равнозначной дороге.
  • Если трамвай на главной дороге — у него приоритет перед ВСЕМИ безрельсовыми ТС.
  • Если трамвай на второстепенной дороге — у него приоритет ТОЛЬКО перед безрельсовыми ТС, которые движутся по второстепенной дороге.

Правило 3. «Помеха справа». В отношении к проезду перекрестков действует ТОЛЬКО на перекрестках равнозначных дорог.

  1. Преимущество в движении у транспортного средства, которое приближается справа.
  2. При повороте налево или развороте на равнозначном перекрестке, следует уступить встречным ТС, которые движутся в направлении «прямо» или «направо».
  3. Далее, подробно остановимся на каждом из этих правил.

Приоритет главной дороги

Из определения, данном в пункте 1.2 ПДД, известно, что Главная дорога — это дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1, 2.3.2 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (либо к примыкающей) дороге.

  • Также, главной является дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий.
  • Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
  • Если дорога, по которой вы движетесь (подъезжаете к перекрестку), соответствует перечисленным условиям, значит, вы находитесь на главной дороге.

Соответственно, у вас преимущество в движении перед безрельсовыми ТС, которые подъехали к этому перекрестку по второстепенной дороге (обозначается знаками 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено»).

Если на перекрестке нет трамвайных путей, то при повороте налево или развороте вы должны уступить только своим коллегам, движущимся навстречу вам, также по главной дороге, в направлении «прямо» или «направо» (пункт 13.12 ПДД).

Приоритет трамвая (при наличии на перекрестке трамвайных путей)

Трамвай на нерегулируемом перекрестке имеет преимущество перед безрельсовыми ТС только когда движется по главной дороге или если находится с ними на равных по значению дорогах.

Если трамвай подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге, то он должен уступить дорогу безрельсовым ТС, которые движутся по главной дороге.

Как такового, термина «помеха справа» в ПДД не существует. Это народное понятие, но оно очень доступно характеризует ситуации, в которых необходимо уступить дорогу транспортному средству, приближающемуся справа. Подробнее — в статье Помеха справа в ПДД.

Данное правило вступает в действие в случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена ПДД (пункт 8.9), и на перекрестках равнозначных дорог (пункт 13.11).

При повороте налево на равнозначном перекрестке, пункт 13.12 ПДД обязывает уступить встречным ТС, которые движутся в направлении «прямо» или «направо».

А если же вам на равнозначном перекрестке потребуется развернуться, то перемещаясь по окружности на пересечении, следует уступить всем ТС (как помехе справа), въезжающим на перекресток с каждой из его сторон. Подробности — в статье Разворот на равнозначном перекрестке.

Как определить главную и второстепенную дорогу

  1. Первое, что следует сделать еще на подъезде к перекрестку, это выяснить его тип: регулируемый или нерегулируемый.
  2. Если издалека разглядеть признаки регулирования перекрестка не удалось, то, сбавьте скорость (если это необходимо), и подъедьте ближе к перекрестку.

  3. Для справки:
  • Главная дорога перекрестка обозначается дорожными знаками 2.1 (главная дорога), 2.3.1, 2.3.2 – 2.3.7 (пересечение и примыкание второстепенной дороги), 5.1 (автомагистраль).

Более подробно — в статьях Группа знаков «Главная дорога» 2.1-2.3.

7 и Знаки особых предписаний 5.1 — 5.4.

  • Второстепенная дорога перекрестка обозначается дорожными знаками 2.4 (уступите дорогу) и 2.5 (движение без остановки запрещено).

Более подробно об этих знаках — в статье Знаки приоритета «Уступи дорогу» 2.4 и 2.5.

Предположим, подъехав ближе, вы видите, что светофор отсутствует (или не работает), и по вашему направлению стоит знак 2.1 «Главная дорога». Это означает, что перед вами перекресток неравнозначных дорог, и вы едете по главной дороге.

Если по вашему направлению будет стоять знак 2.4 «Уступите дорогу» (перевернутый треугольник), знайте, вы на второстепенной дороге неравнозначного перекрестка. Будьте готовы остановиться (если это понадобится), и уступить дорогу транспортным средствам, которые едут по пересекаемой главной дороге.

Если на своем пути вы увидите знак 2.5 «Движение без остановки запрещено», то это также означает, что вы подъезжаете по второстепенной дороге.

Знак 2.5 запрещает въезд на перекресток без предварительной остановки для того, чтобы оценить дорожную ситуацию, и уступить дорогу транспортным средствам, едущим по главной дороге.

Будьте готовы остановиться перед стоп-линией, если таковая имеется, или перед краем пересекаемой проезжей части, (если стоп-линия отсутствует), и только после этого можно будет продолжить движение при условии, что требование «уступить дорогу» выполнено.

Если не видны знаки приоритета

Вполне реально оказаться в ситуации, когда знаки приоритета перед перекрестком могут по разным причинам отсутствовать или они могут быть скрыты (например, листвой деревьев).

А перед въездом на нерегулируемый перекресток, нужно точно знать по какой именно дороге вы движетесь: по главной или по второстепенной. От этого зависит очередность проезда перекрестка.

Поэтому, еще далеко на подъезде к перекрестку, когда начинаете искать глазами светофор, сразу же ищите любой из перечисленных выше знаков.

В яркую солнечную погоду, особенно при движении против солнца, не всегда сразу можно определить работает светофор, или нет, а знаки можно увидеть значительно быстрее. Для чего это нужно?

На регулируемом перекрестке знаки приоритета не действуют. Но пока вы, подъезжая к перекрестку, еще не определились с его типом, вам, по крайней мере, уже будет понятно, по какой дороге вы движетесь – по главной или второстепенной.

Если окажется, что перекресток регулируемый (светофор функционирует либо движением управляет регулировщик (это большая редкость, но бывает), то продолжаете движение, уже не обращая внимания на знаки приоритета.

Но если вдруг окажется, что светофор не работает, или он вдруг неожиданно отключился (такое тоже бывает), то перед вами уже нерегулируемый перекресток, правила его проезда меняются. И в этом случае вовремя увиденный знак приоритета подскажет, как действовать.

Если с вашей стороны знаков приоритета не видно, это уже повод чтобы заранее сбавить скорость, и посмотреть на другие стороны перекрестка.

Иногда знаки дублируют на левой стороне дороги, иногда подвешивают над дорожным полотном, да еще так, что их не сразу заметишь. Если и там знаков не оказалось, следует поискать их на других направлениях (не ваших).

Читайте также:  Кредит под автомобиль в банке в РФ: правовые особенности

Узнать знаки с обратной стороны поможет форма этих знаков: «Главная дорога» — ромб, «Уступите дорогу» — перевернутый треугольник, «Движение без остановки запрещено» — восьмигранник.

Если на одном из углов перекрестка вы нашли хотя бы один из этих знаков, то дальнейшее движение можно продолжить уже осознанно. Т.е. вы уже точно можете определить с какой стороны приоритет.

  • А если знаков приоритета по-прежнему не видно?
  • В этом случае есть смысл значительно уменьшить свою скорость движения, подъехать почти вплотную к перекрестку, и еще раз посмотреть на все его углы.
  • Если какой-либо из этих знаков, все-таки, обнаружился, необходимо быстро принимать решение: или останавливаться или ехать дальше.

Ну а если вы окончательно убедились в том, что знаков приоритета здесь нет, значит перед вами перекресток равнозначных дорог, и в действие вступает пункт 13.11 ПДД (правило «помеха справа»).

Как действовать в похожих случаях, когда имеется «некомплект» дорожных знаков перед перекрестком, подробно изложено в статье Как определить главную дорогу, если нет знаков.

Вне населенных пунктов встречаются перекрестки без знаков приоритета, где дорога с грунтовым покрытием пересекается или вливается в дорогу, покрытую асфальтом.

В таких случаях, даже, несмотря на отсутствие знаков приоритета, это будет неравнозначный перекресток, а дорога с покрытием будет являться главной по отношению к пересекаемой грунтовой дороге (пункт 1.2 ПДД термин «Главная дорога»).

  1. Участок грунтовой дороги на подъезде к пересечению чаще всего тоже покрывают асфальтом, но это не делает грунтовую дорогу равной по отношению к асфальтированной дороге.
  2. В следующей статье рассмотрим проезд нерегулируемых перекрестков согласно приведенным выше правилам.

Навигация по серии статей

1.7. Общие положения. Преимущество в движении

15 июня 2015      Администратор      Главная страница » Курс ПДД      Просмотров:  

Огромное число ДТП (дорожно-транспортных происшествий) связано с тем, что кто-то кому-то не уступил дорогу.

Другими словами, кто-то не предоставил кому-то преимущественное право на движение, предписанное Правилами.

Давайте попробуем разобрать блок понятий, связанных с наличием и отсутствием преимущества в движении.

ПРЕИМУЩЕСТВО (ПРИОРИТЕТ)

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Это одно из центральных понятий в ПДД. Обладание преимуществом (или приоритетом) означает, что данный участник дорожного движения имеет право на то, чтобы первым выполнить намеченное – например, двигаться в интересующем его направлении в прежнем скоростном режиме. Другие же участники движения обязаны уважать его преимущественное право и уступать дорогу.

  • Зададимся конкретными примерами приоритетности.
  • Например, преимуществом пользуются пешеходы, переходящие проезжую часть по пешеходному переходу.
  • Преимуществом пользуется спецавтомобиль с включенными проблесковыми маячками синего (или синего и красного) цвета и включенным специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемые им транспортные средства (например, в составе организованной транспортной колонны).
  • ГЛАВНАЯ ДОРОГА
  • Весьма распространенным случаем преимущества (приоритета) является движение по главной дороге.

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.

1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий.

Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Попробуем упростить данное – весьма емкое – определение.

Итак, главная дорога, движение по которой предоставляет преимущество водителю транспортного средства, бывает трех видов.

1. Главной дорогой будет участок дороги, обозначенный знаками «Главная дорога» (2.1), «Пересечение со второстепенной дорогой» (2.3.1), «Примыкание второстепенной дороги» (2.3.2 – 2.3.7), «Автомагистраль» (5.1).

Двигаясь по данным дорожным знакам, водитель будет пользоваться преимуществом перед теми транспортными средствами, которые находятся на второстепенной дороге.

2. Главной дорогой (при отсутствии указанных ранее знаков) будет дорога с твердым покрытием (асфальт, бетон, бутовый камень, брусчатка и пр.) по отношению к грунтовой дороге. Соответственно, грунтовая дорога будет второстепенной дорогой, по отношению к главной, которая обладает твердым покрытием.

Кстати, даже если на второстепенной дороге перед перекрестком есть небольшой участок с твердым покрытием (как видно на рисунке выше), — все равно, — это второстепенная дорога. А участок с твердым покрытием сделан специально для того, чтобы не нарушать Правил и обеспечить максимальную безопасность движения.

Помните, есть общее требование ПДД – не загрязнять покрытие дорог. Так вот, заасфальтированное «ушко» перед перекрестком – это способ избежать загрязнения проезжей части кусками грязи и глины, которая обязательно налипнет в непогоду на колеса выезжающей на перекресток машины.

На этих «ушках» водители должны останавливаться и очищать поверхности своих колес от грязи и глины, которым не место на дороге.

3. Главной дорогой признается любая дорога по отношению к выезду с прилегающей территории (дворов, жилых массивов, АЗС и пр.).

Все просто. Выезжая с прилегающей территории, водитель попадает на главную дорогу. Однако здесь есть одно большое «НО»…

В данное положение ПДД закралась неточность. Дело в том, что, как мы выяснили ранее, прилегающая территория не является дорогой, а выезды с нее не считаются перекрестками. Да и 8 раздел Правил обязывает водителя выезжающего с прилегающей территории уступать дорогу всем транспортным средствам и пешеходам, которые по ней  двигаются.

Однако эта неточность играет в пользу безопасности дорожного движения. Поэтому простим ее, позиционировав следующий принцип: выезжая с прилегающей территории, водитель выезжает на главную дорогу. А посему — должен уступить дорогу.

И последнее. Важно помнить, что принцип «главности» дороги распространяется только на транспортные средства и не касается пешеходов. Взаимоотношения пешеходов и водителей регулируются специальными нормами ПДД.

  1. УСТУПИТЬ ДОРОГУ (НЕ СОЗДАВАТЬ ПОМЕХ)
  2. Говоря о преимуществе, не следует забывать о том, что есть и оборотная сторона медали – отсутствие преимущества (приоритета).
  3. «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Согласитесь, достаточно сложное определение. Попробуем его упростить.

  • Главный смысл требования уступить дорогу – это не создать помех для движения тем участникам, которые в настоящий момент пользуются преимуществом (приоритетом).
  • Помехи могут выражаться в необходимости изменить: а) скорость движения; б) направления движения.
  • И чтобы выполнить требование «несоздания помех», необходимо сделать все возможное (отказаться от начала, возобновления или продолжения движения).

Очень часто понятие «Уступить дорогу (не создавать помех)» связано с действием одноименного дорожного знака «Уступите дорогу» (2.4).

Давайте обратимся к конкретному примеру.

Анализ дорожной ситуации позволяем сделать нам следующий вывод: мы находимся перед перекрестком на второстепенной дороге. И наша обязанность – уступить дорогу легковому автомобилю, двигающемуся по главной дороге.

Следовательно, мы должны воздержаться от любых действий, которые заставят водителя «легковушки» испытать помехи (изменять направление или скорость своего движения).

В то же самое время понятие «Уступить дорогу (не создавать помех)» – весьма коварное. Некоторые водители полагают, что по требованию уступить дорогу следует обязательно остановиться. Это неправильно. Если нам некому уступать дорогу, то и останавливаться не следует.

И еще один существенный момент. Бывают случаи, когда мы должны уступить дорогу, но своими действиями не создадим помех приоритетному участнику движения. В этом случае мы можем продолжить движение, ибо выполним требования о «несоздании помех».

Вот с последним положением попробуем разобраться более детально.

Судя по дорожному знаку, мы обязаны уступить дорогу грузовому автомобилю, находящемуся на главной дороге. Однако траектории движения наших транспортных средств на перекрестке не пересекаются.

Поэтому мы, поворачивая направо, не создадим помех грузовику, осуществляющему левый поворот. Следовательно, в данной ситуации мы имеем право начать движение, но, только убедившись, что не создаем помех грузовому автомобилю.

ПРАВИЛО «ПРАВОЙ РУКИ»

Скажем честно, в ПДД нет такого понятия. Оно – продукт обыденного языка инструкторов, водителей и инспекторов ГИБДД. Однако правило «правой руки» — это универсальный принцип ПДД, который так же касается проблемы приоритетности в движении. Именно поэтому мы своим волевым решением вводим такое понятие в наше изложение (не ждать же комментирования раздела 8 ПДД).

Суть правила «правой руки» раскрыта в пункте 8.9 ПДД.

«8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».

Итак, представим себе такую ситуацию: мы подъехали к перекрестку и не можем определить, кому принадлежит преимущественное право на движение, а кто, соответственно, обязан уступить дорогу.

В этом случае вступает в действие универсальное правило «правой руки»: водитель, у которого есть помеха справа, должен этой помехе уступить дорогу. Иными словами, на представленном выше рисунке мы должны уступить дорогу помехе справа – грузовому автомобилю.

А вот на следующем рисунке – обратная ситуация.

Поворачивая налево, мы не имеем помехи справа в лице грузового автомобиля. А вот  грузовой автомобиль, напротив, испытывает помеху справа от нас. Следовательно, он и уступит нам дорогу.

Или вот еще один пример.

Мы выезжаем с места парковки (стоянки) одновременно с другим автомобилем. И первым в этом случае проедем отнюдь не мы. А причина – в правиле «правой руки»: мы имеем помеху справа в лице отъезжающего вместе с нами автомобиля. Мы должны уступить ему дорогу.

И последние. Правило «правой руки» действует только тогда, когда очередность проезда не оговорена Правилами.

В этом случае правило «правой руки» не действует, потому что Правила оговаривают очередность проезда в ситуации, представленной на рисунке.

Подведем общий итог по шестому блоку понятий ПДД, связанных с преимуществом в движении. Вопросы приоритета или отсутствия преимущества играют принципиальное значение в обеспечении безопасности движения. Уважение чужого права на первоочередное движение – это залог безаварийной езды.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в х. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

Пдд онлайн от команды autoass!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *