Источники жилищного права: cтруктуризация законов, регулирующих отношения по поводу владения, использования и распоряжения жилищного фонда

ЖП – система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с удовлетворением жилищных потребностей граждан.

Существуют различные точки зрения относительно понимания жилищного права как отрасли права:

  • ЖП – самостоятельная отрасль права (Никитюк П.С.)
  • ЖП — институт, подотрасль гражданского права (Брауде И.Л., Литовкин В.Н., Чигир В.Ф.)
  • ЖП — комплексная отрасль права, включающая нормы гражданского, административного и процессуального права (Корнеев С.М., Райхер В.К., Толстой Ю.К., Городов О.А.)
  • Относительно последней позиции необходимо отметить, что ряд авторов признают лишь наличие комплексных отраслей законодательства и относят к ним жилищное законодательство, другие же выделяют как комплексные отрасли права, так и комплексные отрасли законодательства
  • Предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, возникающих по поводу жилого помещения и направленных на удовлетворение жилищных потребностей граждан.
  • Можно выделить следующие основные группы отношений:
  • отношения по пользованию жилыми помещениями;
  • отношения по обеспечению жилыми помещениями малоимущих и иных, указанных в законе, граждан, нуждающихся в жилых помещениях;
  • отношения по управлению и эксплуатации жилищного фонда;
  • отношения, связанные с жилищно-коммунальным обслуживанием;
  • отношения по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • отношения по учету, надзору и контролю за состоянием жилищного фонда РФ.

В ст. 4 ЖК РФ закреплен не предмет жилищного права, а круг отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Состав отношений, регулируемых жилищным правом, справедливо оценен в литературе как собирательный, как юридико-технический прием. Большинство авторов отмечают их различную правовую природу.

Перечень участников жилищных отношений определен частями 2 и 3 статьи 4 ЖК РФ. К ним относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также иностранные граждане, лица без гражданства или иностранные юридические лица.

При этом судам следует иметь в виду, что частью 3 статьи 4 ЖК РФ на иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, являющихся участниками жилищных отношений, распространяется определяемый российским жилищным законодательством национальный правовой режим с изъятиями, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами.

Так, часть 5 статьи 49 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

То же касается субсидий на оплату жилых помещений, коммунальных услуг (часть 12 статьи 159 ЖК РФ) и приватизации жилых помещений (статья 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

  1. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей закреплены в ст. 10 ЖК РФ:
  2. 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
  3. 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
  4. 3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
  5. 4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
  6. 5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
  7. 6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке. Защита жилищных прав осуществляется путем:

  • 1) признания жилищного права;
  • 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
  • 3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ним федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
  • 4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ним федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
  • 5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
  • 6) иными способами, предусмотренными ЖК РФ (ст.11)
  • Основные принципы жилищного права закреплены в ст.1 ЖК РФ: Значение принципов трудно переоценить, они составляют основной ориентир законодательства, им должны соответствовать все его нормы, это критерии оценки жилищного законодательства и практики его применения, кроме того, с точки зрения применения положения жилищного законодательства порождают бесконечную ситуативность, урегулировать которую в полном объеме не представляется возможным и в данном случае возрастает роль принципов при применении аналогии закона и права

Правовое регулирование жилищных отношений. Источники жилищного права

Если обобщить все законы, регулирующие отношения по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, подзаконные нормативные правовые акты, а также иные источники жилищного права, то образуется довольно солидный перечень.

В связи с этим представляется необходимым выделить наиболее важные из них как основополагающие, принятые на федеральном уровне, а также подзаконные нормативные правовые акты, законные и нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

  • 1) Конституция Российской Федерации;
  • 2) Жилищный кодекс Российской Федерации 2005 г.;
  • 3) Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • 4) Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»;
  • 5) Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»;
  • 6) Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая, 26 ноября 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.);
  • 7) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (с изм. и доп. от 9 ноября 2001 г., 11 февраля, 24 декабря 2002 г., 5 февраля, 29 июня 2004 г.);
  • 8) Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»;
  • 9) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
  • 66

с ним» (с изм. и доп. от 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г., 9 июня 2003 г., 11 мая, 29 июня, 22 августа 2004 г.); Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц»;

  • 10) постановления Правительства Российской Федерации;
  • 11) правовые акты: федеральных министерств и ведомств (федеральных органов исполнительной власти); органов власти субъектов Российской Федерации;
  • 12) постановления Конституционного Суда Российской Федерации;
  • 13) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и т.д.

Для всех правоприменяющих органов и должностных лиц обязательными для исполнения являются разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, которые следует считать источником единого толкования правовых норм по некоторым вопросам применения жилищного законодательства.

В связи с регулированием жилищных отношений следует дать определение некоторым понятиям:

  • субъекты — граждане, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, иные юридические лица любых организационно-правовых форм;
  • объекты — жилые помещения, используемые физическими лицами по их назначению на основании договоров найма (наниматели), поднайма (поднаниматели), временные жильцы по договорам-соглашениям на использование жилья;
  • содержание жилищного отношения — права и обязанности субъектов (наймодателя и нанимателей), возникающие по поводу объектов — жилых помещений, которые, имея строго определенное законом целевое назначение, не могут быть использованы для других целей, а значит, и иного содержания.

Права и обязанности субъектов могут быть несколько различными в зависимости от того, кем являются наниматели (сонаниматели), и от статуса жилых помещений (государственный, муниципальный, частный или специализированный жилищные фонды).

Особое внимание следует обратить на тот факт, что в связи с введением в России рыночной экономики возникла острая необходимость в проведении такой жилищной реформы, при которой жилищные отношения полностью отвечали бы экономической ситуации в России, т.е.

от обеспечения граждан жильем и помещениями за счет государственных капитальных вложений следует перейти к приобретению гражданами жилья или его строительству за счет средств самих граждан.

При этом должны быть сохранены определенные льготы лицам малоимущим, остро нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также некоторым другим категориям граждан в соответствии с законодательством, имеющим право на бесплатное или на льготных условиях получение жилья, о чем мы уже упоминали выше.

Для создания правовых основ при решении жилищных проблем в рыночных условиях в настоящее время на различных уровнях принимаются соответствующие законодательные и нормативные акты, конкретизирующие правовое регулирование порядка проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Читайте также:  Пенсия по уходу за ребенком-инвалидом: самые популярные вопросы

Так, Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам была предоставлена возможность приватизации государственного и муниципального жилищных фондова.

Концепцией реформы жилищно- коммунального хозяйства в Российской Федерации созданы условия для нормального функционирования рынка жилья, определены направления реформы в части изменения системы управления, контроля, демонополизации отрасли и создания конкурентной среды.

При образовании новой системы управления в отрасли в первую очередь необходимо четкое распределение функций между:

  • 1) собственником;
  • 2) управляющей организацией;
  • 3) подрядными организациями, осуществляющими обслуживание жилищного фонда;
  • 4) органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль за содержанием и использованием жилищного фонда (независимо от форм собственности) и четкую организацию взаимоотношений между ними.

Основными целями формирования жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с концепцией реформы ЖКХ в Российской Федерации являются:

  • • обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
  • • снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
  • • смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Следовательно, основными направлениями реформы жилищно-коммунального хозяйства являются:

  • • совершенствование системы управления, обслуживания, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве; формирование специализированных организаций по управлению жилищным фондом;
  • • переход на договорные отношения, выборность организаций, осуществляющих обслуживание жилья, построение взаимоотношений на основе конкурентности с организациями, осуществляющими управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающими коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющими проектно-строительные работы;
  • • предоставление потребителям возможности влиять на объемы и качество услуг; передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья (т.е. создание товарищества собственников жилья);
  • • изменение системы распределения между регионами средств федерального бюджета на основе использования системы государственных минимальных социальных стандартов;
  • • совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья, сверхнормативное потребление коммунальных услуг, возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, повышение оплаты жилья за счет населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и месторасположения;
  • • совершенствование системы социальной защиты малообеспеченных семей при приобретении и оплате жилья и коммунальных услуг; обеспечение и совершенствование существующей системы льгот, усиление и развитие адресной направленности компенсаций, выделяемых на социальную защиту населения при пользовании жильем;
  • • принятие мер по улучшению эксплуатации и сохранности жилищного фонда независимо от форм собственности.

Особую роль в реализации и регулировании жилищно-правовых отношений законодатель отводит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, которые через управляющие организации и государственную жилищную инспекцию с учетом демонополизации отрасли, развития конкурентных отношений и обеспечения равноправия организаций независимо от форм собственности и заключения соответствующих договоров должны:

  • • разрабатывать и внедрять альтернативные формы предоставления коммунальных услуг и создавать автономные системы жизнедеятельности в малоэтажном жилищном фонде;
  • • привлекать организации, использующие альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (газоснабжение от балонного газа и пр.);
  • • выполнять отдельные функции по обслуживанию объектов коммунального назначения;
  • • осуществлять контроль за установлением коммунальных тарифов для населения из расчета затрат предприятий-монополистов с учетом защиты прав потребителей;
  • • контролировать обеспечение в пределах договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей на уровне государственных минимальных социальных стандартов жилищно-коммунального хозяйства;
  • • повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость субъектов хозяйствования для перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг;
  • • способствовать внедрению приборов долевого и индивидуального учета и регулирования расхода водо-, тепло-, газоснабжения с целью повышения ресурсосбережения.

Все вышеперечисленные меры в условиях реформы собственности на жилье и структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством создают реальные условия для:

  • • ускорения процесса демонополизации в отрасли путем разгосударствления ремонтно-эксплуатационных предприятий и передачи жилищного фонда в управление управляющим организациям и непосредственным собственникам жилья — товариществам собственников жилья;
  • • привлечения дополнительных источников финансирования на содержание, ремонт и реконструкцию жилищного фонда;
  • • самостоятельного решения членами товарищества собственников жилья вопросов по техническому обслуживанию и эксплуатации своей собственности, по установлению порядка расходования личных средств на управление и эксплуатацию здания;
  • • стимулирования установки приборов, контролирующих объем потребляемых коммунальных услуг (воды, газа, тепла);
  • • развития у нанимателей и собственников жилья экономного отношения к предоставляемым услугам;
  • • создания товариществ собственников жилья еще на стадии организации строительства жилых зданий (таким образом, на этой же стадии определяется и форма управления и предоставляется возможность будущим собственникам жилья самим определить уровень комфортности проживания).

Внедрение в жилищную сферу рыночных правоотношений создает все необходимые условия для становления и развития различных форм собственности на жилье, обеспечивает правовое регулирование отношений по заключению сделок с недвижимостью в жилищной сфере, гарантируя этим предусмотренные Конституцией РФ права граждан на жилище и свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Более того, во-первых, частная собственность на недвижимость в жилищной сфере не может быть ограничена по количеству, размеру и стоимости, во-вторых, защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В ст. 35 Конституции РФ закреплены гарантии по обеспечению этого права.

Ныне действующим законодательством предусмотрена возможность улучшения своих жилищных условий путем приобретения в собственность жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда за плату.

В обеспечение исполнения законодательства Президентом Российской Федерации принято несколько указов, предусматривающих право граждан на получение безвозмездных субсидий и жилищных кредитов на строительство или приобретение жилья. К ним относятся Указ Президента РФ от 23 марта 1996 г.

№ 430 «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья» и постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья».

Этими нормативными актами жилищные субсидии определяются как основные формы инвестирования бюджетных средств в жилищную сферу. Кроме того, был принят целый ряд законодательных и нормативных актов, конкретизирующих и развивающих положения о предоставлении субсидий. Так, с 1 января 2003 г.

вступил в законную силу Федеральный закон от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (взамен Закона от 27 июля 1998 г.

№ 131-ФЗ), который, в частности, предусматривает, что право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается жилищным сертификатом; определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из следующего:

  • • состава выезжающей семьи;
  • • нормы предоставления жилой площади на каждого члена семьи;
  • • средней рыночной стоимости 1 м2 общей площади жилья в регионе вселения;
  • • нормативов предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и т.д.

Вопросы предоставления гражданам кредитов на строительство, реконструкцию и приобретение жилья регулируются Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г.

№ 1180, которым утверждено Положение о жилищных кредитах, предоставляемых на указанные цели как юридическим лицам, так и гражданам, в том числе и не состоящим на учете для улучшения жилищных условий.

При этом способом обеспечения кредита является залог в виде недвижимого имущества, предоставляемого заемщиком.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Статья 163
  • Нотариально удостоверенные сделки
  • 1. Нотариальное удостоверение сделки осуществляется путем совершения на документе, соответствующем требованиям статьи 160 Гражданского Кодекса, удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие.
  • 2. Нотариальное удостоверение сделок обязательно:
  • 1) в случаях, указанных в законе;
  • 2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
  1. В настоящее время улучшить свои жилищные условия граждане могут за счет приобретения ценных бумаг в виде жилищных сертификатов.
  2. Законодательством предусмотрено приобретение жилья в собственность даже теми гражданами, которые по общим основаниям не относятся к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий; приобретение жилья возможно без ограничения его количества, размеров и стоимости, в том числе путем жилищного строительства, купли-продажи жилья и по договорам мены, дарения или иных сделок и по другим основаниям. Для этой цели граждане имеют право
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья 218 ч. 4 Основания приобретения права собственности Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

  • Статья 550
  • Форма договора продажи недвижимости Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434 ГК РФ).
  • Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
Читайте также:  Как выглядит инструкция по заполнению 3НДФЛ?

на получение земельного участка под строительство (ст. 218 ГК РФ). В жилищных правоотношениях объектами сделок являются жилые помещения в виде отдельных домов, квартир либо части домов, квартир и т.п.

Вопросы купли-продажи жилых помещений регулируются главой 30 ГК РФ. Договор продажи жилого помещения заключается в письменной форме (ст. 550). Но предусмотрены и нотариальное удостоверение этой сделки (ст. 163).

В любом случае необходима государственная регистрация сделки по купле-продаже жилого помещения, поскольку осуществляется переход права собственности (ст.

551), так как договор купли-продажи считается заключенным и право собственности у покупателя на приобретенное жилое помещение возникает только с момента государственной регистрации договора.

Статьей 558 предусмотрено, что существенным условием договора продажи жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование жилым помещением.

Жилищное право РФ: понятие, предмет, метод, источники, принципы

Жилищное право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и эксплуатации жилищного фонда.

Предметом жилищного права являются общественные отношения, возникающие в связи с использованием и эксплуатацией жилищного фонда.

жилищное право не является самостоятельной отраслью права, а относится к комплексным отраслям, то есть содержит (объединяет) правовые нормы различных отраслей: гражданского, административного, земельного и др.

Как комплексная отрасль права, жилищное право использует методы правового регулирования, заимствованные из других отраслей права.

Так, для отношений по поводу совершения сделок с жилыми помещениями используется гражданско-правовой метод, основанный на свободе и равенстве сторон, а для отношений по поводу предоставления жилья используется в основном административно-правовой метод. Жилищное право взаимодействует с другими отраслями российского права и, в частности, с конституционным правом, поскольку Конституция Российской Федерации является юридической основой жилищного законодательства Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации в числе основных прав и свобод человека и гражданина провозглашает право на жилище. В Конституции также установлено, что никто не может быть произвольно лишен жилища, жилище неприкосновенно, органы государственной и муниципальной власти должны поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище и т. д.

  • В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
  • Источники жилищного права — это нормативные акты, изданные органами государственной и муниципальной власти Российской Федерации и содержащие правовые нормы, регулирующие жилищные правоотношения.
  • Существует несколько оснований классификации источников жилищного права:
  • • по вертикали: федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления Российской Федерации;
  1. • по предмету регулирования: общие и специальные;
  2. • по направленности правового регулирования: материальные и процессуальные.
  3. Наибольшее значение имеет классификация нормативных актов жилищного права в зависимости от их юридической силы.
  4. По данному основанию выделяют следующие виды источников жилищного права Российской Федерации:
  5. • Конституция Российской Федерации;
  6. • федеральные законы Российской Федерации;
  7. • указы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  8. • нормативные акты федеральных органов власти;
  9. • законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации;
  10. • нормативные акты органов местного самоуправления Российской Фе­дерации.
  11. Принципы жилищного права — это выраженные в нормах жилищного законодательства руководящие положения, определяющие содержание и основные начала данной отрасли. Жилищное право основывается на следующих основных принципах:
  12. • принцип неприкосновенности жилища; • недопустимость произвольного лишения жилища; • свобода выбора места жительства; • доступность пользования жилым фондом;
  13. • целевое использование жилого фонда (помещений).

Принцип неприкосновенности жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

В соответствии c Уголовным кодексом Российской Федерации нарушение неприкосновенности жилища, совершенное против воли проживающего в нем лица, признается преступлением, за совершение которого предусмотрена строгая ответственность.

Под «жилищем» следует понимать не только жилые комнаты, но и места общего пользования (балкон, коридор, веранда), а также жилые помещения, предоставленные гражданину во временное пользование (например, номер в гостинице).

Недопустимость произвольного лишения жилища означает прежде всего стабильность (устойчивость) права пользования жилым помещением. В соответствии с Гражданским кодексом РФ договор найма может быть расторгнут только в судебном порядке и только в случаях, предусмотренных законом.

Свобода выбора места жительстваозначает, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, а также выбирать место пребывания и жительства. Никто не может быть принужден к проживанию только на определенной территории или местности. Ограничения данного принципа могут быть установлены только федеральным законом.

Доступность пользования жилым фондом выражается в том, что гражданин имеет право и возможность реализовать свое право на жилище различными способами:

• по договору социального найма; • по договору коммерческого найма;

• путем приобретения жилья в собственность и т. д.

При этом количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Конституция Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, а также иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами. Доступность жилого фонда выражается также в умеренных ставках коммунальных услуг и платы за жилье.

Целевое использование жилого фондаозначает, что жилые помещения предназначены исключительно для проживания граждан. При этом размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, организаций и учреждений допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Юридические лица, в чьей собственности находится жилой дом или жилые помещения, могут использовать их только для заселения в эти жилые помещения людей (например, по договору коммерческого найма).

41. Жилищное правоотношение: понятие, субъекты, объекты, содержание.

Жилищное правоотношение — это общественные отношения по поводу использования, управления и эксплуатации жилого фонда Жилищные правоотношения делятся на следующие виды (группы):

• отношения по использованию объектов жилого фонда (по договору найма, в силу права собственности, в ЖСК и т. д.).

В соответствии с ГК РФ жилые помещения предназначены исключительно для проживания граждан; • отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями.

; • отношения по управлению и эксплуатации жилого фонда; • отношения в сфере строительства и финансирования строительства объектов жилого фонда;

  • • отношения ответственности за нарушение жилищного законодательства.
  • Основаниями возникновения жилищного правоотношения являются юридические факты, то есть определенные обстоятельства, с наличием которых законодательство связывает возникновение правоотношений в сфере использования и эксплуатации жилого фонды.
  • Основаниями возникновения жилищного правоотношения являются:
  • • сделки (например, договор найма); • административный акт (например, решение местной администрации о предоставлении квартиры); • решение суда (например, о признании права собственности на жилье); • приобретательная давность;
  • • наследование.

В ЖК РФ единственным объектом жилищных правоотношений выступают жилые помещения. К ним относятся жилые дома, части жилых домов; квартиры, части квартир; комнаты. Помещение считается жилым в том случае, когда оно предназначено и пригодно для проживания граждан круглогодично. Что касается различных времянок, вагончиков и т.д.

, то они не принадлежат к жилым помещениям и поэтому не считаются объектами жилищных правоотношений. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством РФ непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений, не допускается. правоотношений.

Субъектамижилищных отношений являются граждане, юридические лица, Россия, субъекты РФ, муниципальные образования.

Положения ЖК РФ применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено Кодексом или другим федеральным законом.

Круг субъектов жилищных правоотношений довольно широк и разнообразен:

  1. — стороны жилищного обязательства;
  2. — пользователи жилых помещений, не совпадающие со сторонами обязательства;
  3. — лица, имеющие самостоятельное право пользования жилыми помещениями;
  4. — лица, права которых носят зависимый, производный характер, и др.
  5. Основными субъектами жилищных правоотношений выступают стороны. Наименование сторон, их правовое положение зависят от нескольких факторов:
  6. — от их вида;
  7. — того, в силу каких оснований данные правоотношения возникают;
  8. — вида жилищного фонда, в котором предоставлено жилое помещение.
Читайте также:  Взять кредит в Хоум банке в РФ — виды, особенности и правовые нормы

Например, сторонами жилищных организационных правоотношений, с одной стороны, выступают органы, уполномоченные вести учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределять жилье (местная администрация, государственные и муниципальные предприятия и организации, жилищно-строительные и жилищные кооперативы и др.), с другой — гражданин, имеющий право на получение жилья в данном жилищном фонде.

Содержание жилищных правоотношений составляют права и обязанности его участников. В соответствии со ст. 4 ЖК РФ регулируются отношения по поводу:

  • 1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
  • 2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
  • 3) пользования общим имуществом собственников помещений;
  • 4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;
  • 5) учета жилищного фонда;
  • 6) содержания и ремонта жилых помещений;
  • 7) переустройства и перепланировки жилых помещений;
  • 8) управления многоквартирными домами;
  • 9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
  • 10) предоставления коммунальных услуг;
  • 11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • 12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Сроком возникновения жилищных имущественных правоотношений принято считать момент выдачи ордера и заключения договора социального найма, в соответствующих случаях — с момента заключения договора найма жилого помещения (договора коммерческого найма, поднайма и др.).

Читать Жилищное право: Шпаргалка онлайн (полностью и бесплатно)

  • В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Жилищное право».
  • Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.
  • Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Жилищное право» в высших и средних учебных заведениях.

Коллектив авторов Жилищное право: Шпаргалка

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ПРИНЦИПЫ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА

Конституция РФ закрепляет такие основополагающие для жилищного права положения, как неприкосновенность жилища, запрет на произвольное лишение жилища, доступность и гарантированность объектов жилого фонда, свобода передвижения и места жительства, и др. Данные права и свободы относятся к группе личных прав и свобод.

  1. Жилищное законодательство является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ.
  2. Жилищное право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу владения, эксплуатации и распоряжения жилищным фондом.
  3. Предмет жилищного права – это общественные отношения, возникающие в связи с владением, эксплуатацией (пользованием) и распоряжением жилищным фондом.
  4. Жилищное право тесно взаимодействует с конституционным правом, гражданским правом, административным и финансовым правом.

Принципы жилищного права – это выраженные в нормах жилищного законодательства руководящие положения, определяющие содержание и основные начала данной отрасли. Закреплены в Конституции РФ, ЖК РФ, ГК РФ. Основополагающими принципами являются:

  • • принцип неприкосновенности жилища;
  • • недопустимость произвольного лишения жилища;
  • • свобода выбора места жительства;
  • • доступность пользования жилым фондом;
  • • целевое использование жилого фонда.
  • Принцип неприкосновенности жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом.
  • Статьей 139 УК РФ нарушение неприкосновенности жилища, совершенное против воли проживающего в нем лица, признается уголовно наказуемым преступлением.
  • Принцип недопустимости произвольного лишения жилища означает, что гражданин может быть лишен права на жилище исключительно в случаях, предусмотренных законом.

Принцип свободы выбора места жительства означает, что каждый, кто находится на территории РФ на законных основаниях, имеет право свободно передвигаться, а также выбирать место пребывания и жительства. Никто не может быть принужден к проживанию на определенной территории иначе как в случаях, установленных законом.

Принцип доступности пользования жилым фондом выражается в том, что гражданин имеет право и возможность реализовать свое право на жилище: по договору социального найма, по договору аренды, путем приобретения жилья в собственность и т. д.

Доступность жилого фонда выражается и в установлении порядка определения ставок платы за коммунальные услуги и жилье. Гарантии малоимущим.

Принцип целевого использования жилого фонда означает, что жилые помещения предназначены исключительно для проживания граждан, размещение в них предприятий, учреждений (без перевода помещения в нежилое) недопустимо.

2. ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

  1. Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:
  2. • возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
  3. • пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
  4. • пользования общим имуществом собственников помещений;
  5. • отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;
  6. • учета жилищного фонда;
  7. • содержания и ремонта жилых помещений;
  8. • переустройства и перепланировки жилых помещений;
  9. • управления многоквартирными домами;
  10. • создания и деятельности жилищных и жилищностроительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
  11. • предоставления коммунальных услуг;
  12. • внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  13. • контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
  14. Данные отношения могут быть разделены на несколько групп.
  15. • связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями;
  16. • связанные с государственным участием в регулировании жилищных отношений;
  17. • связанные с управлением многоквартирными домами;
  18. • связанные с оказанием коммунальных услуг.
  19. Жилищные права и обязанности возникают по следующим основаниям:
  20. • из договоров и иных сделок;
  21. • из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
  22. • из судебных решений;
  23. • в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым законом;
  24. • из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
  25. • вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
  26. Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.
  27. Нормы жилищного законодательства применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено законом.

3. ИСТОЧНИКИ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА

Источники права – формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм.

Основополагающие для регулирования жилищных отношений нормы содержатся в Конституции РФ; она, являясь основным источником жилищного права, определяет состав жилищного законодательства.

Иерархичность нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения, установлена ЖК РФ. Главенствующим значением среди всех нормативных правовых актов, входящих в жилищное законодательство, обладает ЖК РФ.

  • Нормы жилищного права могут содержаться в иных федеральных законах, изданных в соответствии с ними указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления.
  • Нормы, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать ЖК РФ, и в случае, если нормы, содержащиеся в вышеназванных нормативных правовых актах, не соответствуют нормам ЖК РФ, применению подлежат нормы ЖК РФ.
  • Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения его в действие.
  • Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
  • В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
  • В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
  • При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

4. ЗАЩИТА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ

В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Судебная защита осуществляется судебными органами в соответствии с правилами подведомственности, установленными процессуальным законодательством.

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

  1. Защита жилищных прав осуществляется путем:
  2. • признания жилищного права;
  3. • восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *